ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ
процесс, связанный с выделением и деятельностью лидера — авторитетного члена коллектива (группы, организации), обладающего юридической или фактической властью в группе или организации. Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции: постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (взаимодействия) и нахождение средств для целедостижения; побуждение их (мотивирование) к определенному типу поведения или модификация их поведения; ориентирование и соорганизация их усилий на достижение цели, формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой) культуры (см.: Целеполагание в организации; Организационное поведение; Вознаграждение; Организационная культура).
Л. в О., являясь формой организационного поведения, связанной с реализацией власти в западной традиции, обусловливается признанием этого права подчиненными (легитимность власти) и особыми деловыми, личностными, моральными или другими качествами руководителя (М. Вебер, О. Тид, Ч. Барнард, Г. Саймон, Д. МакГрегор и др.) (см.: Авторитет в организации; Власть в организации; Легитимность власти). Такой взгляд на лидерство зафиксирован в концепции харизматического лидерства М. Вебера, а также просматривается в позиции Ч. Барнарда, Г. Саймона и Д. МакГрегора (см.: Руководство; Управленческие (организационные)решения). Так, по мнению Д. МакГрегора, только с признанием за руководителем особых лидерских качеств или свойств (умение ставить новые цели, предложить пути и способы их достижения, способность контролировать эмоции и реакции подчиненных и др.) связано исполнение подчиненными распоряжений и решений руководителя.
В организации феномен лидерства представлен тремя механизмами. В формальной структуре организации лидерство — это нормативно-определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности (см.: Формальная (официальная) организация; Руководство; Статус работника в организации), в неформальной структуре — фактическое признание (непризнание) это-го права в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера, занимающего как формальную, так и неформальную позицию (см.: Внеформальная организация; Стиль руководства), в социально-психологической сфере — проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации (см. Неформальная организация).
Проблема Л. в О. занимает большое место при исследованиях организационного поведения в западной и особенно американской поведенческой науке (см. Организационное поведение). В специальной литературе обычно выделяют три подхода к исследованию феномена лидерства: теория личностных черт; поведенческий подход к исследованию лидерства; ситуационная теория лидерства.
Теория личностных черт или качеств (иногда именуемая также теорией «великих людей») доминировала в 40-х гг. XX в. Она исходит из представления, что все успешные руководители обладают неким универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей. Многочисленные попытки сформулировать набор таких качеств просматриваются уже в работах представителей классической школы и школы человеческих отношений (А. Файоль, М. Фоллет) (см.: Классическая школа организации и управления; Школа человеческих отношений). Так, например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др.
Наибольшее развитие этот взгляд на Л. в О, получил в концепции О. Тида, который связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели, причем такой, которую все участники совместной деятельности считают желательной (см. Целеполагание в организации). При этом О. Тид основывался на том, что, во-первых, лишь немногие из людей призваны быть лидерами, во-вторых, большинство людей стремятся к тому, чтобы ими руководили. Подчеркнув, что существует множество способов привлечения людей к деятельности (ободряющие беседы, логические аргументы, запугивание, увещевание и др.), он сосредоточил внимание на качествах лидера как основной переменной, определяющей его поведение. Универсальными чертами лидера, по его мнению, являются: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначения и целей деятельности организации; энтузиазм; дружелюбие и привязанность; порядочность, способность вызывать доверие у других людей. Эффективный лидер доводит свои ожидания до подчиненных, определяет границы их действий. В то же время именно его последователи и подчиненные оценивают правильность и эффективность предложенного им курса и способа организации деятельности (см.: Теория «X» и теория «У» (Биполярная теория стилей организации и управления).
Серьезные разработки, с одной стороны, завершающие изыскания в рамках указанного подхода, а с другой – закладывающие основы для новых направлений изучения Л. в О., связаны с исследованиями специалистов университета штата Огайо (1945 г.). Р. Стогдилл пришел к выводу, что хотя некоторые черты характера присущи всем успешным лидерам, феномен лидерства следует описывать как результат действия нескольких постоянно изменяющихся переменных (см. Ситуационный подход). В частности, он обратил внимание на такие переменные, как внимание к подчиненным и «введение в структуру». Первая переменная ориентирована на поддержание дружеских отношений в коллективе, достижение общих целей, признание индивидуального вклада каждого участника совместной деятельности, вторая – на решение поставленных задач, планирование, контроль, оценку результатов деятельности и др. Обе эти переменные рассматривались как взаимодополняющие друг друга.
Другим методом изучения Л. в О. стал поведенческий (бихевиористский) подход, формирование которого связано с разработками представителей школы человеческих отношений. Согласно исходному тезису этой концепции эффективность лидерства обусловлена манерой поведения лидера, что и составляет содержание понятия «стиль» (см.: Стиль руководства; Организационное поведение).
Методологические основы для исследований в этой области заложены К. Левином, который при изучении феномена лидерства у десятилетних детей, организованных в несколько экспериментальных групп, выделил три принципиально различных стиля их поведения: либеральный, авторитарный и демократический (промежуточный). В первом случае подчиненным представляется полная свобода в определении целей и принятии решений, в контроле за своей работой; во втором – ярко просматриваются единоличная власть лидера, его стремление самому определять стратегию группы и принимать решения, единоличный контроль за поведением членов группы; в третьем – разделение власти, распределение полномочий, участие группы в принятии решений. К. Левин указал на низкую эффективность деятельности и невысокую степень удовлетворенности отношениями при либеральном стиле руководства. Он считал, что при авторитарном стиле лидер может добиться большей эффективности деятельности группы, чем при либеральном и даже демократическом. В то же время для такого типа лидерства характерны низкая мотивация подчиненных, меньшее число принятых оригинальных решений, несформиронанность группового мышления, тревога и агрессивность в поведении членов группы. Кроме того. К. Левин отметил более низкое качество работы, чем при демократическом стиле. Указанное исследование положило начало поискам оптимального стиля руководства в организациях.
Этот подход получил развитие в работах специалистов университета штата Огайо (Д. МакГрегор и Р. Лайкерт), а также в моделях Р. Блэйка, Дж. Моугона (см.: Теория «X» и теория «У» (Биполярная теория стилей организации и управления); Классификация стилей организации и управления). Р. Блэйк и Дж. Моутон на основе двух критериев эффективности (ориентация на интересы сотрудников и ориентация на интересы производства) установили пять стилей лидерства: управление по принципам загородного клуба; объединенное управление; групповое управление; управление по принципу власть — подчинение; организационное управление. Организационное управление, представляющее собой сочетание двух противоположных критериев эффективности, они определили как оптимальное.
Наконец, третий подход к исследованию Л. в О. связан с использованием ситуационной методологии (см. Ситуационный подход). Он основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности условий, в которых деятельность лидера протекает, и типа решаемых им задач.
В конце 50-х гг. А. Бенелас выдвинул тезисы, заложившие основы ситуационного подхода к изучению Л. в О.:
сходство между организационными структурами свидетельствует о наборе качеств лидера, который в данных условиях может выступать в его роли;
уникальность любой отдельно взятой организационной структуры вынуждает учитывать ситуационные факторы, влияющие на поведение лидера;
в случае изменения ситуации невозможно определить, какие качества лидера будут оптимальными.
Другая версия ситуационного подхода к изучению Л. в О. была разработана Ф. Фи д л ером, предложившим первую развернутую ситуационную теорию лидерства. Он выявил переменные, обусловливающие ситуации: специфика служебного положения лидера (см.: Статус работника в организации; Власть в организации); характер выполняемого задания (степень структурированности задания); тип отношений, сложившихся между лидером и подчиненными. На основании двух первых указанных переменных Ф. Фидлер предложил матрицу из восьми самостоятельных сочетаний указанных условий (октант), для каждого из которого попытался определить свой оптимальный стиль лидерства. На основании третьей переменной они подразделялись на две группы: ориентированные на поддержание человеческих отношений и на выполнение задания. В каждом из 16 вариантов предъявлялись свои требования к лидеру.
Представления о природе ситуационного лидерства и подготовке лидера к условиям постоянно изменяющейся ситуации получили развитие в работах В. Врума, П. Йетона, А. Джаго, Р. Хауса, Г. Митчела и др. Так, например, Р. Хаус и Г. Митчел предложили оригинальную ситуационную теорию «путь — цель – лидерство», в которой акцент де-лается на вариативности способов достижения цели (см. Целеполагание в организации). Согласно этой теории успех лидерства зависит от умения руководителя распределять вознаграждение между подчиненными в зависимости от результатов их деятельности. В рамках этой модели предполагается, что деятельность лидера рассматривается подчиненными как эффективная, если она ведет к удовлетворению их потребностей сейчас или в ближайшей перспективе. Г. Митчел и Р.-Хаус предложили несколько равноценных вариантов поведения лидера, стимулирующего деятельность подчиненных:
ориентирование подчиненных на то, что от их деятельности зависит их должностной рост (см. Карьера работника в организации);
выплата вознаграждения тем, кто уже достиг высоких показателей в своей деятельности (см. Вознаграждение);
постановка перед подчиненными четких целей и формирование их ожиданий;
устранение препятствий на пути достижения цели (см. Целеполагание в организации);
оказание помощи в виде советов и передачи опыта.
В таких моделях Л. в О. рассматривается как искусство, которое бесконечно совершенствуется и развивается, как «уникальная смесь из служебного положения и стиля поведения».

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Проблема развития лидерства в организации

Петрушихина Елена Борисовна
Статья посвящена анализу современных представлений о развитии лидерства. Обсуждаются различия между развитием лидера и развитием лидерства. Подчеркивается длительный, многоуровневый и групповой характер развития лидерства.
Читать PDF

Организационное лидерство: понятие и сущность

О. В. Евтихов
Читать PDF

Проблема организационного лидерства: акмеологический подход

Белов Василий Васильевич
В статье осуществлена постановка и формулировка проблемы организационного лидерства.
Читать PDF

Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры

Занковский Анатолий Николаевич
Доказывается, что доминирующие в настоящее время подходы к лидерству эффективны только на низших уровнях организационной иерархии.
Читать PDF

Социальные представления о неформальном лидерстве в организации

Почебут Людмила Георгиевна, Газогареева Елена Николаевна
Цель: заключалась в изучении того, как лидеры в личностном и поведенческом аспектах отражаются в социальных представлениях своих ведомых. Методология: методологической основой послужила теория социальных представлений С.
Читать PDF

Взаимодействие формального и неформального лидерства в организации

Цветкова Елизавета Станиславовна, Ляшенко Екатерина Вячеславовна
В статье анализируется проблема взаимодействия формального и неформального лидерства. Рассматриваются понятия «руководство», «лидерство», проводится их сравнительный анализ.
Читать PDF

Духовность организационного лидерства: анализ зарубежных исследований

Замулин Андрей Леонидович
Современный период изучения лидерства характеризуется попытками создания целостной картины лидерства в организации. В частности, это проявляется в появлении работ по исследованию духовной стороны лидерства.
Читать PDF

Организационное лидерство как позиция и социальнопсихологический феномен

Евтихов Олег Владимирович, Антилогова Лариса Николаевна
В статье предпринята попытка рассмотрения проблемы организационного лидерства в позиционном и социальнопсихологическом контекстах и поиска точек их соприкосновения.
Читать PDF

Организационное лидерство в управленческой деятельности руководителя ОВД

Евтихов Олег Владимирович
В статье рассматривается проблема организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел.
Читать PDF

Проблема созидающего организационного лидерства в современной российской политике

Белов Василий Васильевич, Белова Елизавета Васильевна
В статье рассматривается одна из ключевых проблем политологии: политическое лидерство. Актуальность проблемы обусловлена тем, что руководство страны в Послании президента РФ Федеральному Собранию в 2018 г.
Читать PDF

Социально-психологические особенности организационного лидерства в молодежной среде

Г. В. Михайлова
В условиях меняющейся социальной действительности становятся актуальными вопросы воспитания лидеров в рамках организованных коллективов в молодежной среде.
Читать PDF

Специфика организационного лидерства в исполнительных органах государственной власти

Макаров С. Н.
Рассматриваются проблемы организационного лидерства в органах исполнительной власти. Анализируется лидерское управление на основе преобразующей концепции лидерства.
Читать PDF

Стили лидерства менеджеров промышленных организаций с разным уровнем инновационности

Глухов Пётр Сергеевич, Глухов Сергей Васильевич
Представлены результаты исследования особенностей проявления лидерства менеджеров трех предприятий, отличающихся разным уровнем инновационности (проводящих фрагментарную либо прорывную модернизацию, либо осуществляющие инновационн
Читать PDF

Креативное лидерство в холодинамике коммуникативных миров самообновляющейся организации

Кабрин Валерий Иванович
Рассмотрена коммуникативно-холистическая модель креативного лидерства в университете в качестве универсального гармонизирующего фактора его социально-психологического самообновления.
Читать PDF

Современные исследования организационного лидерства: методология и социологический инструментарий

Шаркова Анна Андреевна
Статья посвящена рассмотрению особенностей организационного лидерства.