Лилиенфельд-Тоаль, Павел Фёдорович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Лилиенфельд-Тоаль, Павел Фёдорович

1829-1903) - русский социолог, один из видных сторонников органицистской теории в социологии. Соч.: Мысли о социальной науке будущего. СПб., 1872; Gedanken uber die social wissenschaft der zukunft. Mitau, 1873.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Лилиенфельд-Тоаль, Павел Фёдорович

1829-1903) - русский чиновник, публиковавший свои труды на немецком языке, на основании чего он относится к немецкому течению органицизма. Суть социологических воззрений Лилиенфельда заключается в том, что социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество же выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ЛИЛИЕНФЕЛЬД (ТОАЛЬ) ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ
(1829–1903). Русский ученый-социолог, позитивист первого поколения, видный представитель органицизма. Монархист с либеральными взглядами. Крупный государственный деятель (генерал-губернатор Курляндии, вице-губернатор Санкт-Петербурга). Писал и издавал свои труды на нескольких европейских языках. Цель социального развития понимал как прогресс без революций. Принимал участие в международных социологических конгрессах, избирался президентом Международного института социологии (1897).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Лилиенфельд-Тоаль, Павел Фёдорович

псевдоним Лилее; П.Л.) (1829-1903) - российский социолог и государственный деятель (сенатор, председатель Петергофской земской управы, вице-губернатор Санкт-Петербурга, губернатор Курляндии).
Принимал активное участие в институциализации социологии на Западе и в России, выступал с докладами на Международных социологических конгрессах (1894 и 1895). На третьем Конгрессе был избран Президентом Международного социологического института. Принял участие в дебатах по вопросу о марксистской социологии, которым был посвящен специальный Конгресс Международного института социологии в 1894.
Трактуя общество как "реальный организм", живущий "той же жизнью, как и все прочие организмы природы", Л. утверждал, что социальные законы могут быть выводимы лишь путем аналогии между действием социальных сил и органических сил природы. Сами же общественные процессы, по мнению исследователя, теоретически сводимы к проявлениям механического движения.
Общество, по Л., состоит из клеток - человеческих индивидов - подобно тому, как из клеток состоит любой организм. Л. усматривал полную аналогию между обществом и организмом как в отношении каких-либо отдельных процессов (рождение, рост, смерть), так и отдельных органов (мозг как правительство и т.п.).
Экономическую, политическую и юридическую деятельность Л. отождествлял с физиологической, морфологической и целостной ипостасями организма. Тем самым обосновывался тезис о вечности и неизменности главных общественных институтов, попытки насильственной трансформации которых Л. рассматривал как патологию.
Л. выступил одним из первых сторонников идей социологического психологизма в России. С его точки зрения, задача социологии как науки - изучать духовные процессы с точки зрения их воздействия на другие виды деятельности.
Основные сочинения Л.: "Основные начала политической экономии" (1860); "Земля и воля" (1868); "Мысли о социальной науке будущего" (1872); "Социальная философия" (1894) и др.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия