(linguistics of mediatexts, лiнгвiстыка медыятэкста) — раздел прикладной лингвистики, направленный на исследование сообщений СМИ и НМ. ЛМ сложилась на основе общей лингвистики текста и может быть представлена как определенная научная парадигма, объединяющая в себе различные программы качественного и количественного исследования содержания высказываний, транслируемых по различным медиаканалам и понимаемых как текст — набор знаков или символов (либо просто сложный комплексный знак), обладающий осмысленностью, цельностью, связностью и пр. В рамках ЛМ могут применятся разные исследовательские стратегии, на основе взаимодействия которых возникает возможность выстраивания комплексной аналитической перспективы, где разные подходы не исключают, но дополняют друг друга. При этом надо учитывать, что обращение к тексту и его анализ в рамках ЛМ не должны сводиться к описанию формально-количественных параметров сообщений и оперированию отдельными смысловыми единицами в структуре высказывания. Всегда нужно учитывать смысловое единство текста, его эмерджентные свойства, а также личностное отношение к нему реципиента в контексте конкретной речевой ситуации. В области теории текста ЛМ видит свои задачи в нахождении и построении общей системы категорий текста, в области прикладных направлений — в применении указанных категорий для оптимизации коммуникативных процессов и повышения их эффективности. В развитии теории текста определяющую роль сыграли концепции представителей пражского лингвистического кружка, французской и немецкой лингвистических школ. Важную роль в развитии ЛМ сыграли и работы ученых российских школ языкознания (В. В. Виноградов, Л. В. Щерба, И. И. Мещанинов, В. М. Жирмунский, М. М. Бахтин, С. Д. Кацнельсон, Ю. М. Лотман, И. Р. Гальперин, Т. М. Дридзе и др.). В прикладных исследованиях применяются лингвистические методы для выявления языковых закономерностей в медиатекстах, генерируемых ими смыслов, контекстуальных и интертекстуальных связей, лингвокультурных особенностей коммуникации. В совокупность таких методов включают дескриптивный и компаративный анализ, дефиниционный и этимологический анализ, компонентный, а также дистрибутивный и трансформационный анализ языковых элементов коммуникации. Лингвистические методы выстраиваются как соотношение общих принципов и инструментов анализа в рамках общей текстологии. Текстологический анализ предполагает как формальный, количественный, анализ элементов в системе текста с применением математических и статистических методов обработки данных, так и структурно-функциональный, а также генетический подход на основе таких разных концепций и направлений, как функциональная и когнитивная прагматика, дистинкционный текстуальный анализ, генетическая критика и т. п. При изучении НМ представители ЛМ (К. Турлоу (С. Thurlow), Д. Кристалл (D. Crystal), Дж. Ранкейл (J. Runkehl), П. Шлобински (P. Schlobinski), Т. Сивер (T. Siever), Л. Иванова, Г. Трофимова, О. Дедова, Л. Щипицина и др.) используют лингвистические и семиотические методы исследований и фокусируются на таких про блемах, как стилистическая диффузия и многоязычие в интернете (при общей доминанте английского языка), языковые изменения на лексическом, синтаксическом, грамматическом и др. уровнях, соотношение вербального и изобразительного компонентов сообщения, дискурсивные особенности коммуникативных практик в сети, выстраивание нарративной структуры сообщений и т. п. При необходимости более детального рассмотрения психологических и социокультурных особенностей интернет-коммуникации в данную парадигму включаются психолингвистические и социолингвистические подходы.
Литература Барт Р. Текстовый анализ // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. М.: Прогресс, 1980. С. 307–312. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Высш. шк., 2005. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методологический аспекты. М.: Русский язык, 1981. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2002. Калашникова Е. А. К вопросу о текстовой структуре // Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Л.: ЛГПИ, 1986. С. 40-45. А. Сарна
Лингвистика медиатекста
Лингвистика медиатекста
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016