ЛИНГВИСТИКА
ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ)
от лат. lingua - язык) - англ. linguistics; нем. Linguistik. Учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Лингвистика
Академическое изучение языка. Ее основа — возможности грамматики, т.е. языкоописания, с точки зрения правил абстрактных элементов и их сочетаний. Например, предложения могут рассматриваться как состоящие из подлежащего и сказуемого, представленного глаголом и дополнением. Социологи постоянно обращаются к языкознанию, к творческим воззрениям на возможности языка, так как составляют вопросники, характеризующиеся лаконичностью, привлекательным звучанием предложений. Особые требования к уровню грамотности и творчества социолога-исследователя формируются в связи с составлением научных отчетов о проведенных исследованиях. В работе преподавателя социологии не обойтись без красивой речи: устной (на семинарах, во время практических занятий) и письменной (при написании текстов лекций, подготовке учебных пособий). [8].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
ЛИНГВИСТИКА
linguistics) — академическое изучение языка. Ее основа — возможности грамматики, то есть языкоописания с точки зрения правил абстрактных элементов и их сочетаний. Например, предложения могут рассматриваться как состоящие из подлежащего и сказуемого, представленного глаголом и дополнением. Вновь приняты с большим успехом исследования по описанию звуков — фонологии — с точки зрения идентификации простых элементов и их сочетаний. Лингвистика являлась частью классического образования, включающего латинскую и греческую грамматики. В каждую интеллектуальную эпоху интересы дисциплины расширяются: в XVIII в. на относительно универсальные особенности грамматики с точки зрения аспектов универсальной рациональности; в XIX — на историю, преобразование и "эволюцию" лингвистических форм и моделей; в XX — на лингвистическую психологическую и социологическую науку. Поскольку грамматика и фонология обеспечивают качественные систематизированные описания, редкие в гуманитарных дисциплинах, "научная" форма лингвистики была чрезвычайно влиятельна в социальных науках. Соссюр развивает замечательную и правдоподобную метатеорию — научная лингвистика является изучением отдельного предмета, то есть отделенного в концептуальном отношении от внешних связей. Она состоит из системы контрастирующих элементов, существующих на различных уровнях структуры. Так, простые звуковые элементы объединяются, чтобы составить минимальные элементы для структурно-выше фонологии, уровня слов и частей слова (морфологии). Анализ данного рода был противопоставлен эволюционным представлениям, которые предшествовали этому и теперь расцениваются как вторичное изучение. Построение лингвистами абстрактной системы о людях, "использующих" язык, но не способных с легкостью описать это, стало мощной моделью социальной науки (см. также Компетентность и эффективность). Чомский дал явлению психологическую интерпретацию. Предрасположенность к этому врожденная, а не усвоенная особенность человеческих биологических существ. Следовательно, основополагающая форма системы универсальна. Онаучивание грамматики ведет к спецификации и исследованию следующих уровней, например, семантики и прагматики. Во французской философии метатеория Соссюра широко применялась в качестве парадигмы других социальных наук, например, в доктрине структурализма. Общество рассматривается как семиотическое в целом, то есть состоящее из признаков. В противовес этому постструктурализм и другие теории в конце 20-го столетия опираются на интеллектуальный аспект гуманитарных наук может ли лингвистика быть расширена до значения и деятельности? Является ли она "наукой" или какой-то иной разновидностью описания? Можно ли описать язык в рамках строгих правил или же он не поддается этому? Является ли человеческая рациональность продуктом нерациональных, подсознательных систем? Подрывает ли неопределенность, связанная со ссылкой к различием, сами концепции личности и индивидуальной идентичности? Подобные дискуссионные вопросы — наследие традиции лингвистики, представляющие интерес для социальных исследований. Сама лингвистика сохраняется независимо от ответа на них.
Источник: Большой толковый социологический словарь