ЛИТЕРАТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
(от лат. lit(t)eratura, дословно - написанное, от lit(t)era - буква) - социологические концепции, изучающие литературу как словесное искусство письменной объективации образцов социального взаимодействия. Драматический принцип изображения героев позволяет ознакомиться с разнообразными формами социального поведения, мышления, чувствования (обобщенными образами «значимых других» и мотивацией их действий), существующими в обществе, зафиксировать нормы одобряемого или отвергаемого достижения желаемых целей и благ. С т. зр. С.л., в этой своей символическо-коммуникативной функции литература является результатом исторического процесса социокультурной дифференциации, отделения светских рациональных форм культуры от канонизированных традиций или религиозным ритуалом сакральных систем значений и ценностей и механизмов их трансляции. Общие истоки С.к. заданы в XIX в. философскими представлениями о литературе как «отражении» времени, общества и т. п. (де Бональд, Тэн, Гегель). Итогом социологической рационализации этих взглядов к середине 30-х гг. XX в. стали концепции литературы как «отражения общества», «средства социального контроля». В 50- 60-х гг. XX в. систематически изучали складывание основных литературных канонов и динамику авторитетов («классиков»), характер восприятия новых произведений и оценку наиболее популярных жанров, взаимосвязь литературных и идеологических концепций К. Розенгрен, Р. Гримм, П. Карштедт.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социология литературы
Соціологія літератури. Sociology of the literature. Направление исследований в социологии культуры, изучающее взаимное влияние общества и художественного слова. Возникновение С. л. относится к идее Г. В. Плеханова о прямой связи литературы и социальных процессов (См. Социологический эквивалент). В современную традицию все чаще входит термин “социологии художественной литературы” с тем, чтобы оттенить данное направление исследований от социологии книги. Говоря о влиянии художественного слова на социальные процессы, социологи имеют в виду прежде всего людей, профессионально занимающихся литературным творчеством и разделенных на группы в соответствии с литературными направлениями и жанрами. Такая классификация необходима в связи с тем, что выбор писателем художественного метода и жанра находится в непосредственной зависимости от его “социального паспорта”, объективные данные которого фиксируются, например, в том разделе любого опросника, который называется паспортичкой. С другой стороны, такие данные дают возможность для социологов более точно определить и тот социальный адрес, который сознательно или неосознанно предполагается писателем в качестве основного объекта влияния для его произведения. Поскольку литературное произведение имеет особенность, что его могут читать представители различных социальных слоев, то именно социальный адрес определяет писателю ориентир, который дает ему возможность находить те наиболее характерные особенности в духовной культуре общества, что менее выражены у других социальных слоев, но которые могут быть актуализированы, восприняты и приняты ними в качестве культурных ориентиров. Как и почему это происходит? Какие социальные факторы делают возможным такую трансляцию норм и ценностей культуры от одного социального слоя к другому средствами художественного слова и интересуют С. л. См. также Социология книги.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ЛИТЕРАТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ
(лат. lit(t)eratura, дословно — написанное, от lit(t)era — буква) — социол. концепции, изучающие лит-ру как словесное иск-во письменной объективации образцов социального взаимодействия. Драматический принцип изображения героев позволяет ознакомиться с разнообразными формами социального поведения, мышления, чувствования (обобщенными образами «значимых других» и мотивацией их действий), существующими в об-ве, зафиксировать нормы одобряемого или отвергаемого достижения желаемых целей и благ. Тем самым лит-ра как особый социальный ин-т воспроизводит не только признанные в об- ве нормы и ценности, но и идеологически санкционированные представления о социальной стратификации, социальном порядке, групповых особенностях образа жизни. С т. зр. Л. с, в этой своей символ ическо-коммуникативной функции лит-ра явл. рез-том исторического процесса социокультурной дифференциации, отделения светских рациональных форм культуры от канонизированных традиций, или религ. ритуалом сакральных систем значений и ценностей и механизмов их трансляции (Р. Гримм, А. Хаан, Х.-Р. Яусс). Общие истоки и смысл проблематики изучения лит-ры заданы филос. представлениями о литре как «выражении» или «отражении» духа времени, об-ва и т. п., сложившимися к началу 19 в. (де Бональд, Ж. де Сталь, Тэн, Гегель и др.).
Итогом социол. рационализации этих взглядов к середине 30-х гг. 20 в. стали концепции лит-ры как «отражения об-ва», как «средства социального контроля», как «средства воздействия» на социальную жизнь посредством предъявления идеальных моделей действия. Первые социол. исследования были приложением социол. методов описания к решению традиционно литературоведческих задач (т. наз. «социол. метод в литературоведении»), долженствующих компенсировать недостаток данных о среде формирования писателей и факторах влияния на творческие процессы. Предметом изучения явл. сферы, из к-рых заимствовались основания для каузальных детерминаций литературных феноменов. Выросшие из этого первые контент-аналитические исследования впрямую сопоставляли литературную действительность с социальной, поскольку при этом постулировалась идентичность ценностей, норм, мотивов, поведенческих стандартов литературных героев, писателей и об-ва, базирующаяся на том, что лит-ра функционирует в едином со своими читателями интеллектуальном универсуме. Но и позднее контент-анализ не вышел за рамки обобщающих тематических описаний социальных явлений — социальной патологии, меньшинств, феноменов социального изменения (урбанизации, индустриализации и т. п.), социальных типажей («маргинала», «молодежи», «предпринимателя» и проч.), представленных в прозе отдельных авторов или целого периода. Однако методологическая непроработанность таксономических единиц для анализа содержания, оборачивающаяся невозможностью отделить собственно культурные моменты от социальных, приводила к отождествлению литературной динамики с социальной.
И типологические, и контент-аналитические работы представляли собой статичные, вневременные изложения или разработки социальных проблем и тем в лит-ре, вследствие чего исследователи вынуждены были интерпретировать литру по аналогии с функционированием средств массовой коммуникации (Лазарсфельд, К- Берельсон и др.). Лишь с конца 60-х — начала 60-х гг. встал вопрос о собственной теории Л.С. о принципах анализа литературного материала. Наиболее влиятельными и распространенными с этого времени стали методологические подходы структурализма, структурного функционализма, символического интеракционизма, социологии знания и идеологии (Гольдман, Бурдье, В. Каволис, X. Фюген, X. Дан- кан, Зильберман, Г. Виленборг, Л. Ло- уэнталь, Г. Крисманский и др.). В соответствии с этими концепциями в кач-ве осн. функции лит-ры стало рассматриваться воспроизводство и нормативное поддержание смысловых структур раз- лич. социальных систем действия. Проблемное поле Л. с. в этот период составили исследования социальной организации лит-ры: ролей писателя, критика, литературоведа и их культурно-исторического генезиса; стандартов вкуса у различ. категорий читающей публики; функции посредующих социальных образований—библиотеки (и ее разновидностей), книжного магазина, клуба, журнала, салона, а также механизмов и систем социального контроля — цензуры, премий, источников поддержки, условий признания и отвержения авторов, критериев оригинальности и эпигонства, циркуляции творческих элит и литературной борьбы различ. групп, особенностей идеологического воздействия литры, включая и процессы социализации посредством лит-ры. Помимо этого, Л. с. систематически изучала складывание осн. литературных канонов и динамику авторитетов (состав «образцовых» авторов — «классиков»), характер восприятия новых произведений и оценку наиболее популярных жанров, массовой поэтики, взаимосвязь литературных и идеологических конструкций (К. Розенгрен, Р. Гримм, П. Карштедт).
С конца 70-х гг. становится ощутимым влияние феноменологии Шюца и этнометодологии, а также культурологически ориентированной рецептивной эстетики, опирающейся на идею «внутритекстового читателя» как авторскую адресацию текста опред. группе читательской публики. Под их непосредственным влиянием была поставлена одна из важнейших задач Л. с.— изучение процессов смыслообразования (проблема инновации), что позволило перейти от вопросов представленности в художественных текстах социальных напряжений, ценностей, норм, социальных стереотипов и т. п. к исследованию социол. средствами собственно литературной динамики, т. е. анализу творчества как такового. Л. Д. Гудков

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Социология литературы Пьера Бурдьё

К. И. Стаселько
В статье рассматриваются основные аспекты теории социологии литературы Пьера Бурдьё.
Читать PDF
0.00 байт

Анализ проблемы отсева студентов в социологической литературе

А. А. Погорадзе
Читать PDF
0.00 байт

Эмпирическая социология в Германии: обзор научной и учебно-методической зарубежной литературы

Васильева Е. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Становление социологического дискурса в литературно-публицистическом творчестве Н. Г. Чернышевского

Никифоров Ярослав Александрович
В статье рассматривается процесс становления и основные составляющие социологического дискурса в литературно-публицистическом творчестве Н.Г. Чернышевского.
Читать PDF
0.00 байт

Степень и характер представлености методологической проблематики в учебной социологической литератур

Сыкалов Игорь Александрович
Представлен обзор учебных пособий по социологии с точки зрения характера и степени представленности в них методологической проблематики.
Читать PDF
0.00 байт

2007. 02. 017. Фридмен Э. Поиск телесности в социологической литературе о гендере. Friedman A. looki

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

ФРЕЙМ-АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВЫБОРЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСС

Бондаренко Варвара Алексеевна
Статья представляет собой материалы социологического исследования. В ней анализируются дискурсы о детской книге, представленные в родительской и экспертной среде.