ЛОББИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Лоббизм
(от англ. lobby – кулуары). Лобізм. Lobbying (lobbyism). 1. Элемент политической культуры капиталистического государства, характеризующийся использованием власти (в том числе и политической) для реализации частных интересов (как правило, не совпадающих с общенациональными или даже противоречащих им) путем подавления конкурентов при помощи средств влияния на законодательную или исполнительную власть. 2. Элемент конкурентной борьбы с использованием власти.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ЛОББИЗМ
от англ. lobby - кулуары) - разновидность закулисной политики. Лоббисты - это влиятельные дельцы и политики, стремящиеся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими средствами: взятки и оказание встречных услуг. В США, напр., почти по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, к-рые действуют в кулуарах кон-фесса. В то же время Л. - это и постоянная деятельность хорошо финансируемых профессиональных "толкачей". Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов и крупных отставных чиновников генералов, хорошо разбирающихся в механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они внимательно следят за тем, чтобы в законодательных органах не проходили законопроекты, к-рые повредили бы интересам их патронов - промышленным корпорациям, военным концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т. п. В США, согласно Закону о реорганизации Конгресса 1964 г. (Public Law, 1946, № 79-601), за деятельностью лоббистов был установлен контроль. От него требуется обязательная регистрация и ежегодный официальный отчет об израсходованных суммах. В принципе закон распространял свое действие на любое лицо, к-рое собирает или получает деньги, чтобы влиять на деятельность законодателей. Однако от лобби вовсе не требовалось указывать, от чьего имени они действуют и ради каких целей. Следовательно, в своей основе контроль оставался формальным и не создавал препятствий для закулисных сделок. В наше время Л. большого бизнеса стал более разнообразным как по организационному оформлению, так и по методам давления, более гибким и утонченным. В целях оказания организованного давления на аппарат власти и обработку обществ. мнения лоббисты затрачивают много усилий и денежных средств, подкупая не только законодателей, но и ответственных чиновников, политич. деятелей и представителей прессы. В своей деятельности лоббисты лицемерно опираются на первую поправку к конституции США, гарантирующую, что "конгресс не будет издавать законов, ограничивающих право народа обращаться к правительству с петициями об исправлении злоупотреблений". Однако нередко лоббисты сами совершают злоупотребления, действуя закулисно и в интересах большого бизнеса (см. Группы давления). Лит.: Колин П. Лобби на службе монополии. М., 1979; Alderman G. Pressure groups and government in Great Britain. Harlow; N.Y., 1985; Davies M. Politics of pressure: the art of lobbying. L., 1985; Miller Ch. Lobbying government: understanding and influencing the corridors of power. Oxford, 1987; McFarland A.S. Common cause: lobbying in the public interest. Chatham House, 1987. С.В. Боботов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
188.04 кб

Лоббизм на уровне местного самоуправления: опыт социологического анализа

Мав К. О., Крамченков С. И.
В статье на основе данных социологического исследования по актуальным пробле-мам функционирования и развития местного самоуправления в Российской Федера-ции рассматриваются вопросы лоббизма на местном уровне в современных российс-
Читать PDF
548.00 кб

ЛОББИЗМ И GR-ПРАКТИКИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ПРИБАЛТИКИ: ПОЛИТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Большакова Юлия Михайловна, Большаков Сергей Николаевич
В данной статье анализируется феномен лоббизма как форма коммуникаций органов государственной власти, бизнеса и общественно-политических акторов.
Читать PDF
642.42 кб

Лоббизм в контексте права и политики

Дзанагова Маргарита Константиновна, Бетеева Мадина Майрамовна
В статье рассматриваются вопросы и проблемы института лоббизма. Приводится оценка положительных и отрицательных сторон лоббизма.
Читать PDF
127.91 кб

Рецензия на учебник «Gr и лоббизм: взаимодействие бизнеса и органов власти»

Колесников Владимир Николаевич, Кузьмин Алексей Евгеньевич
Читать PDF
89.59 кб

Экологический лоббизм в современной России

Щелоков Александр Александрович
В статье рассматриваются вопросы экологического лоббизма в отечественной практике принятия решений. Автор на основе анализа института экологического лоббизма делает вывод о перспективах его развития.
Читать PDF
77.31 кб

Информационный лоббизм как особый тип коммуникативных связей

Шестакова Ольга Владимировна -
В последние десятилетия лоббирование приобретает все возрастающее значение для современного политического процесса, что проявляется в постоянно увеличивающемся количестве государственных решений, принятых при активном участии лобб
Читать PDF
251.54 кб

«Цивилизованный» лоббизм как фактор взаимодействия власти и институтов гражданского общества

Стульчиков Юрий Борисович
Проблема эффективности взаимоотношений политической власти с институтами бизнеса и гражданского общества наиболее остро встает в условиях транзитивной политической системы.
Читать PDF
96.78 кб

Информационный лоббизм как социально-политический феномен

Ионин Дмитрий Александрович
Представлено построение теоретической модели коммуникативных актов информационного лоббизма. Показаны сложившиеся теоретикоправовые основы регулирования института лоббизма в России.
Читать PDF
619.53 кб

Лоббизм диалог с властью

Пименов Николай Анатольевич
в настоящей статье рассмотрены проблемы лоббизма в Российской Федерации. В статье раскрываются такие понятия как: лоббизм, объект и субъект лоббизма, процесс лоббизма.
Читать PDF
275.00 кб

Лоббизм как субсидирование

Толстых Павел Александрович
Статья представляет собой продолжение исследований теоретических аспектов лоббизма. В ней автор раскрывает специфику взаимоотношений лоббистов с политическими стейкхолдерами на основе глубинного анализа теории Р.
Читать PDF
326.82 кб

Международный лоббизм: на пути к институционализации

Васильева Варвара Михайловна
Институционализация международного лоббизма как формирование и закрепление совокупности наиболее устойчивых практик на каждом из уровней принятия и реализации глобальных решений на каждом из формирующихся уровней глобального управ
Читать PDF
120.59 кб

Лоббизм: к проблеме становления категории

Меньшенина Наталья Николаевна
Статья посвящена анализу категории «лоббизм» в современной политологической науке. Рассматривается специфика становления лоббизма как одной из политических технологий.
Читать PDF
167.76 кб

Лоббизм в политическом процессе современной России

Васецкий Андрей Анатольевич
Читать PDF
144.46 кб

Современный предпринимательский лоббизм в США: определение, типология, особенности

Конышев Валерий Николаевич, Сергунин Александр Александрович
В статье рассматриваются возможные подходы к определению и типологии американского предпринимательского лобби, освещается круг проблем, вызывающий его наибольшую активность и выделяются основные факторы, значительно изменившие дея
Читать PDF
0.00 байт

Лоббизм как многоаспектный феномен социально-политической системы

Доспан Саида Олеговна
Анализируются ключевые аспекты феномена лоббизма. Акцентируется внимание на политическом аспекте, раскрывающем взаимосвязь лоббизма и государственной политики, политической системы, бюрократии, политических партий.