ЛОКК ДЖОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Локк Джон
Locke, John) (1632—1704), англ, философ и полит, мыслитель либерального направления. В своем Опыте о человеческом разуме (1690) развил эмпирический подход (эмпиризм) к вопросу об основаниях и пределах человеческого знания. Л. считал себя чернорабочим новой науки 17 в. Опред. влияние на его взгляды оказала атомистическая теория химии Роберта Бойля (1627—91). Л. подверг критике учение Декарта о врожденных идеях и предпринял попытку показать, что единств, источником всех идей является опыт. По Л., идеи возникают либо под действием внеш. факторов на органы чувств (идеи ощущения), либо вследствие внимания, направленного на состояние и деят-ть души (идеи рефлексии). Подобно Бойлю, Л. проводил различие между первичными и вторичными кач-вами вещей и доказывал, что если наши идеи первичных кач-в действительно присущи материальным объектам, то существование вторичных кач-в зависит от наличия воспринимающей инстанции (Беркли). Л. также проводил различие между реальной и номинальной сущностью субстанции, считая, что номинальная сущность — это совокупность идей по поводу данного объекта, а его реальная сущность не может быть познана даже ср-вами науки.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЛОКК Джон
(1632-1704) — англ. философ, автор консенсологической теории об-ва. В работе «Два трактата о правлении» (1690) Л.  рассматривает проблему природы человека, условия устойчивости либерального порядка и желаемое государственное устройство (1,2). В отличие от Гэббса Л. обосновывал человеческую склонность к координации совместных действий. Все прежние политические объединения, включая средневековые государства и абсолютные монархии, Л. именует «естественными государствами», поскольку они не гарантировали права человека на жизнь, свободу и частную собственность. Реакцией людей на данную ситуацию явл. обществ, договор по поводу объединения в гражданское об-во, в котором устанавливается об-во нового типа, способное гарантировать эти права. Обществ, идеалом Л. было интегрированное гражданское об-во, порядок в котором поддерживается гражданским согласием и политической системой с разделением властей (1,2).
Лит: 1) Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999; 2) Гэомов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996; 3) Баньковская С.П. ЛоккДж. //Соер, западная социология: Словарь/Под общ. рвд. Давыдова Ю.Н. М., 1990. И.Л. Чернобровкин

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ЛОКК ДЖОН
Locke, John) (1632—1704) — английский философ и политический теоретик, чей главный политический труд — «Два трактата о государственном правлении» (1690) — был вызван его убеждением в том, что монархи династии Стюартов стремились реставрировать абсолютизм. В первом трактате он опровергал аргументы о патриархальном происхождении политической власти. Ведь обязанность Человека перед Богом, согласно естественному праву, состоит в том, чтобы пользоваться своими особыми человеческими качествами — разумом и свободой воли. Сама политическая власть ограничена обеспечением условий, при которых люди могут преследовать эти цели (см. Естественные права и естественное право). Это означает, что их собственность должна быть защищена, а под "собственностью" Локк понимал "жизнь, свободы и имущество". Политическая власть, таким образом, устанавливается людьми в естественном состоянии посредством договора, направленного на их более эффективную защиту; она осуществляется согласно вере, - одерживается негласным договором; соглашение может быть аннулировано, если власть либо проявляет некомпетентность, либо, что Локк считал вероятным, переступает границы веры. Поскольку гражданское правление поручается людям, которым, в конечном счете, нельзя доверять, то у народа всегда остается в резерве право на сопротивление — средство сдерживания возникающих абсолютистских и деспотических претензий. В выдвижении теории общественного договора и ограниченного конституционного правления Локк, должно быть, оказал гораздо большее влияние на американские колонии и их конституции после независимости, чем когда-либо на британскую политическую систему. Он был также ранним сторонником трудовой теории стоимости, где доказывал, что люди на законном основании присваивают землю из общего достояния, Убавляя к ней свой труд. В эпистемологии Локк заложил основы современного эмпиризма, отрицая наличие врожденного знания и отвергая рационализм Декарта. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) он доказывал, что знания приобретаются из опыта либо непосредственно через чувства, либо через отражение. Человек способен интуитивно знать собственное существование и математические истины, но относило внешнего мира это предположительно и вероятностно. Доктрина Локка о разуме, представляющем собой tabula rasa — чистую доску указывает на степень его эмпиризма. Интерес к обучению детей и усвоению идей послужил вкладом в философскую психологию. «Я», например, возникает в результате совокупности идей и действий, за которые личность берет на себя ответственность. Подобно Гоббсу, главные доктрины Локка являются индивидуалистскими; в большей мере, чем у Гоббса, его предложения о гражданском обществе нацелены на интеллектуальную свободу, а также контроль и равновесие.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЛОКК Джон
(29.08.1632 — 28.10.1704, Уайт) — англ. философ-просветитель, основоположник социально- политической доктрины либерализма. В основе социальной философии Л. лежат идеи «естеств. права» и «обществ, договора», согласовывающиеся с его теорией познания (отрицание врожденных идей, постулирование опытной природы знания). Политическая теория Л., изложенная в «Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естеств. состояния до гражданского об-ва и самоуправления.
В естеств. состоянии люди свободны и равны между собой и перед Богом. Здесь свобода — это не анархия, а «естеств. право» следовать законам природы, данным Богом. Исполнительная власть естеств. закона воплощена в каждом индивиде, к-рый подчиняется разумным соображениям о самосохранении. Следование разумным естеств. законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие — основа «обществ, договора», по к-рому законодательная, исполнительная и «федеративная» власть передается правительству и осуществляется раздельно. Осн. целью правительства явл. защита естеств. права граждан на жизнь, свободу и собственность. Для перехода из естеств. состояния к обществ, ключевое значение имеет собственность. Каждый человек явл. собственником прежде всего своей жизни, а следовательно, и собственником средств жизнеобеспечения, осн. из к-рых явл. его труд.
Человек имеет право и на то, «что он смешивает со своим трудом», т. е. право на собственность, к-рая принадлежит ему законно, если изъята из общего достояния без ущерба для др. К возможности такого изъятия в действительности Л., однако, относился скептически. Отношение каждого человека к гос-ву и правительству, к-рым — в отличие от гоббсовского «обществ, договора», устанавливающего суверенную власть правителя,— передается лишь часть всех его прав, определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед гос-вом, охраняющим эту собственность. Несоблюдение правительством правил «обществ, договора» (гл. обр. неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. считал конституционную, парламентскую монархию (совр. ему реформы В. Оранского) наиболее оптимальной формой такого баланса и отрицал абсолютный (врожденный, божественный) политический приоритет королевской власти. Всеобщий закон нравственности, по Л., должен иметь основание, причем не во врожденных идеях и не в ограниченном человеческом разуме, но в Божественном откровении. Представление о Боге, по его мн., человек получает, лишь исследуя его творения с помощью разума. Такое представление у каждого глубоко индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить в действительности единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость — одно из условий «обществ, договора» и законного правления. Приверженность тем или иным нормам морали и их прочность зависит скорее от привычки. Сочетание эмпиризма с деизмом у Л. осуществляется на основе скептицизма. Скептический провиденциализм у Л. подчеркивает роль случайности в человеческом понимании и оценке действительности, уникальность индивидуального мировоззрения и объясняет развитие и изменчивость моральных представлений, зависящих во мн. от индивидуального опыта, деятельности и ее рез-та — пользы. Польза есть конечная цель всякой деятельности; труд ради труда есть нечто неестественное. Свобода воли, по Л.,— это следование нравственности, критерием к-рой выступает разум. Филос. и социально-политические идеи Л. имели значит, влияние на развитие сенсуализма франц. материалистов, субъективного идеализма Беркли, скептицизма Юма. Этические и политические взгляды Л. были во мн. восприняты Дж. Толандом, Монтескье, отразились в политических декларациях амер. и франц. бурж. революций. С. П. Баньковская

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.