ЛОКК ДЖОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Локк Джон
Locke, John) (1632—1704), англ, философ и полит, мыслитель либерального направления. В своем Опыте о человеческом разуме (1690) развил эмпирический подход (эмпиризм) к вопросу об основаниях и пределах человеческого знания. Л. считал себя чернорабочим новой науки 17 в. Опред. влияние на его взгляды оказала атомистическая теория химии Роберта Бойля (1627—91). Л. подверг критике учение Декарта о врожденных идеях и предпринял попытку показать, что единств, источником всех идей является опыт. По Л., идеи возникают либо под действием внеш. факторов на органы чувств (идеи ощущения), либо вследствие внимания, направленного на состояние и деят-ть души (идеи рефлексии). Подобно Бойлю, Л. проводил различие между первичными и вторичными кач-вами вещей и доказывал, что если наши идеи первичных кач-в действительно присущи материальным объектам, то существование вторичных кач-в зависит от наличия воспринимающей инстанции (Беркли). Л. также проводил различие между реальной и номинальной сущностью субстанции, считая, что номинальная сущность — это совокупность идей по поводу данного объекта, а его реальная сущность не может быть познана даже ср-вами науки.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЛОКК Джон
(1632-1704) — англ. философ, автор консенсологической теории об-ва. В работе «Два трактата о правлении» (1690) Л.  рассматривает проблему природы человека, условия устойчивости либерального порядка и желаемое государственное устройство (1,2). В отличие от Гэббса Л. обосновывал человеческую склонность к координации совместных действий. Все прежние политические объединения, включая средневековые государства и абсолютные монархии, Л. именует «естественными государствами», поскольку они не гарантировали права человека на жизнь, свободу и частную собственность. Реакцией людей на данную ситуацию явл. обществ, договор по поводу объединения в гражданское об-во, в котором устанавливается об-во нового типа, способное гарантировать эти права. Обществ, идеалом Л. было интегрированное гражданское об-во, порядок в котором поддерживается гражданским согласием и политической системой с разделением властей (1,2).
Лит: 1) Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999; 2) Гэомов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996; 3) Баньковская С.П. ЛоккДж. //Соер, западная социология: Словарь/Под общ. рвд. Давыдова Ю.Н. М., 1990. И.Л. Чернобровкин

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ЛОКК ДЖОН
Locke, John) (1632—1704) — английский философ и политический теоретик, чей главный политический труд — «Два трактата о государственном правлении» (1690) — был вызван его убеждением в том, что монархи династии Стюартов стремились реставрировать абсолютизм. В первом трактате он опровергал аргументы о патриархальном происхождении политической власти. Ведь обязанность Человека перед Богом, согласно естественному праву, состоит в том, чтобы пользоваться своими особыми человеческими качествами — разумом и свободой воли. Сама политическая власть ограничена обеспечением условий, при которых люди могут преследовать эти цели (см. Естественные права и естественное право). Это означает, что их собственность должна быть защищена, а под "собственностью" Локк понимал "жизнь, свободы и имущество". Политическая власть, таким образом, устанавливается людьми в естественном состоянии посредством договора, направленного на их более эффективную защиту; она осуществляется согласно вере, - одерживается негласным договором; соглашение может быть аннулировано, если власть либо проявляет некомпетентность, либо, что Локк считал вероятным, переступает границы веры. Поскольку гражданское правление поручается людям, которым, в конечном счете, нельзя доверять, то у народа всегда остается в резерве право на сопротивление — средство сдерживания возникающих абсолютистских и деспотических претензий. В выдвижении теории общественного договора и ограниченного конституционного правления Локк, должно быть, оказал гораздо большее влияние на американские колонии и их конституции после независимости, чем когда-либо на британскую политическую систему. Он был также ранним сторонником трудовой теории стоимости, где доказывал, что люди на законном основании присваивают землю из общего достояния, Убавляя к ней свой труд. В эпистемологии Локк заложил основы современного эмпиризма, отрицая наличие врожденного знания и отвергая рационализм Декарта. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) он доказывал, что знания приобретаются из опыта либо непосредственно через чувства, либо через отражение. Человек способен интуитивно знать собственное существование и математические истины, но относило внешнего мира это предположительно и вероятностно. Доктрина Локка о разуме, представляющем собой tabula rasa — чистую доску указывает на степень его эмпиризма. Интерес к обучению детей и усвоению идей послужил вкладом в философскую психологию. «Я», например, возникает в результате совокупности идей и действий, за которые личность берет на себя ответственность. Подобно Гоббсу, главные доктрины Локка являются индивидуалистскими; в большей мере, чем у Гоббса, его предложения о гражданском обществе нацелены на интеллектуальную свободу, а также контроль и равновесие.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЛОКК Джон
(29.08.1632 — 28.10.1704, Уайт) — англ. философ-просветитель, основоположник социально- политической доктрины либерализма. В основе социальной философии Л. лежат идеи «естеств. права» и «обществ, договора», согласовывающиеся с его теорией познания (отрицание врожденных идей, постулирование опытной природы знания). Политическая теория Л., изложенная в «Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естеств. состояния до гражданского об-ва и самоуправления.
В естеств. состоянии люди свободны и равны между собой и перед Богом. Здесь свобода — это не анархия, а «естеств. право» следовать законам природы, данным Богом. Исполнительная власть естеств. закона воплощена в каждом индивиде, к-рый подчиняется разумным соображениям о самосохранении. Следование разумным естеств. законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие — основа «обществ, договора», по к-рому законодательная, исполнительная и «федеративная» власть передается правительству и осуществляется раздельно. Осн. целью правительства явл. защита естеств. права граждан на жизнь, свободу и собственность. Для перехода из естеств. состояния к обществ, ключевое значение имеет собственность. Каждый человек явл. собственником прежде всего своей жизни, а следовательно, и собственником средств жизнеобеспечения, осн. из к-рых явл. его труд.
Человек имеет право и на то, «что он смешивает со своим трудом», т. е. право на собственность, к-рая принадлежит ему законно, если изъята из общего достояния без ущерба для др. К возможности такого изъятия в действительности Л., однако, относился скептически. Отношение каждого человека к гос-ву и правительству, к-рым — в отличие от гоббсовского «обществ, договора», устанавливающего суверенную власть правителя,— передается лишь часть всех его прав, определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед гос-вом, охраняющим эту собственность. Несоблюдение правительством правил «обществ, договора» (гл. обр. неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса. Л. считал конституционную, парламентскую монархию (совр. ему реформы В. Оранского) наиболее оптимальной формой такого баланса и отрицал абсолютный (врожденный, божественный) политический приоритет королевской власти. Всеобщий закон нравственности, по Л., должен иметь основание, причем не во врожденных идеях и не в ограниченном человеческом разуме, но в Божественном откровении. Представление о Боге, по его мн., человек получает, лишь исследуя его творения с помощью разума. Такое представление у каждого глубоко индивидуально и уникально. Отсюда следует, что невозможно установить в действительности единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость — одно из условий «обществ, договора» и законного правления. Приверженность тем или иным нормам морали и их прочность зависит скорее от привычки. Сочетание эмпиризма с деизмом у Л. осуществляется на основе скептицизма. Скептический провиденциализм у Л. подчеркивает роль случайности в человеческом понимании и оценке действительности, уникальность индивидуального мировоззрения и объясняет развитие и изменчивость моральных представлений, зависящих во мн. от индивидуального опыта, деятельности и ее рез-та — пользы. Польза есть конечная цель всякой деятельности; труд ради труда есть нечто неестественное. Свобода воли, по Л.,— это следование нравственности, критерием к-рой выступает разум. Филос. и социально-политические идеи Л. имели значит, влияние на развитие сенсуализма франц. материалистов, субъективного идеализма Беркли, скептицизма Юма. Этические и политические взгляды Л. были во мн. восприняты Дж. Толандом, Монтескье, отразились в политических декларациях амер. и франц. бурж. революций. С. П. Баньковская

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
2.11 мб

Гносеология Джона Локка

Димитрий Гольцев
Читать PDF
462.66 кб

Джон Локк о поощрении и наказании

Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя.
Читать PDF
474.27 кб

Джон Локк о поощрении и наказании

Ходжаназаров Абдурашид Кушназарович
Автор статьи, проанализировав систему воспитания Джона Локка, выявил, что основу воспитания составляет развитие сознания воспитуемого посредством сознания воспитателя.
Читать PDF
534.43 кб

Понимание справедливости Джоном Локком

Кирюхин Д. И.
Цель настоящего исследования состоит в реконструкции локковского понимания справедливости. Отмечается, что Локк не противопоставляет столь радикально, как Гоббс, естественное и политическое состояние.
Читать PDF
321.52 кб

Мера души: сознание и память в концепции Джона Локка

Шевцов К. П.
Истоки современных споров о природе сознания и субъективности восходят к исследованию разума, осуществленному Джоном Локком.
Читать PDF
4.43 мб

АНГЛИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ДЕРБИ: ДЖОН ЛОКК VERSUS ДЕРЕК ПАРФИТ

Нехаев Андрей Викторович
В статье представлен критический анализ взглядов на проблему тождества личности двух выдающихся английских философов Джона Локка и Дерека Парфита.
Читать PDF
331.32 кб

Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона локка

Милованов Константин Юрьевич
Статья посвящена анализу социально-философских и педагогических взглядов выдающегося британского просветителя Джона Локка.
Читать PDF
9.80 мб

От Джона Локка - к Жану Бодрийяру (критические заметки об идентичности)

Гуревич Павел
В статье выявляется различие в трактовке понятия идентичности в классической и постмодернистской философии. Автор показывает, что данная тема появилась в истории европейской философии после выхода в свет работ Дж. Локка и Д. Юма.
Читать PDF
779.37 кб

Воплощение идей воспитания Джона Локка в деятельности чувашских просветителей

Родионова Т. Е.
Проведен сравнительный анализ взглядов на воспитание великого английского педагога Джона Локка и видных деятелей просвещения Чувашии XIX начала XX веков, с целью создания научной картины целостного исторического процесса развития
Читать PDF
110.97 кб

Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, дэвид Юм)

Дмитриева Ангелина Арсеновна
Статья посвящена вопросу о месте интроспекции в гносеологических исследованиях Нового времени.
Читать PDF
233.69 кб

Развитие познавательной активности в процессе обучения в педагогическом наследии Джона Локка

Родионова Татьяна Елизаровна
Большое значение в процессе обучения, по мнению Джона Локка, имело развитие познавательной активности учеников. Познавательная активность способствует формированию самостоятельности, волевых усилий и интереса.
Читать PDF
185.47 кб

2010. 01. 019. Де Рувер Я. , балагангадхара С. Н. Джон Локк, христианская свобода и неопределенность

Ратников А. А.
Читать PDF
212.01 кб

2014. 02. 018. Яковлев А. А. Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина. - М. :

А.Я А.Я.