ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), рус. ученый, мыслитель-материалист и просветитель, первый рус. проф. и чл. Петерб. АН (1745). Л. придавал большое значение изучению народонаселения.


Он дал глубокую характеристику демограф ситуации в России, обосновал необх. принятия мер по сохранению и размножению росс. народа, в чем ´состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей´ (Полн. собр. соч., т. 6, с. 384). Одним из факторов, определяющих рост нас., Л. считал брачность, обращая особое внимание на длительность брака, благоприятствующую рождению детей. В частности, он предлагал запретить неравные по возрасту браки, разрешить повторные браки для священнослужителей, к пострижению в монахи допускать мужчин не ранее 50 и женщин не ранее 45 лет. Первоочередной задачей Л. считал сокращение детской смертности. Большую роль в снижении общего уровня смертности, по мнению Л., могло бы сыграть повышение санитарной культуры нас., распространение мед. знаний, а главное - увеличение численности докторов, лекарей и аптек. Л. наметил практич. пути решения перечисленных проблем, но его конкретные предложения в области семейного законодательства, борьбы со смертностью, организации здравоохранения не были реализованы.

Полн. собр. соч., т. 1 - 10, М.- Л., 1950-59.

Сухоплюев И. К., Взгляды Ломоносова на политику народонаселения, в кн.: Ломоносовский сборник, СПБ, 1911. с 163 - 234; Лысцов В. П., М. В. Ломоносов о социально-экономическом развитии России, Воронеж, 1969, гл. 5.

Г. И. Чертова.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
1711-1765), русский ученый-энциклопедист, основатель университета известного нашим современникам как МГУ. Л. создал «Российскую грамматику», представляющую собой новый тип грамматики – описательную нормативно-стилистическую грамматику. Автор оценивал ее как сочинение, направленное на «совершенствование родного языка». Ломоносов очень тонко почувствовал двойственную природу грамматики: 1) с одной стороны, она происходит «от общего употребления языка»; 2) с другой стороны, при помощи правил она «показывает путь самому употреблению». Взаимосвязь рациональных и нормативных принципов описана в диалоге «Суд российских письмен, перед разумом и обычаем от грамматики представленных». Наряду с нормативным, Л. характеризует общеобразовательное значение грамматики: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Метод создания грамматической теории – эмпирический, хотя интерпретация фактов – рациональная. Внимательно наблюдая за особенностями живого языка и тщательно изучая их, Л. не только составил нормативно-стилистическую грамматику, но тем самым создал первую научную (академическую) грамматику русского языка. «Российская грамматика» включает шесть наставлений: 1) «О человеческом слове вообще»; 2) «О чтении и правописании российском»; 3) «О имени»; 4) «О глаголе»; 5) «О вспомогательных или служебных частях слова»; 6) «О сочинении частей слова». Теория предложения и периода (сложного предложения) рассматривается в риторике («Краткое руководство к красноречию», 1748). В центре грамматической системы – учение о частях речи, которые в грамматике Ломоносова приравниваются к частям слова. Применив логико-функциональную основу, Л. части речи (части слова) разделил на два разряда: 1) знаменательные части речи (слова); 2) служебные (вспомогательные) части речи (слова). Знаменательные части слова отражают бытие, служебные употребляются вместо «речений» в соответствии с принципом экономии языковых средств. Имена и глаголы знаменуют два рода бытия и идеи: вещи и деяния. В связи с этим их можно считать основными, «знаменательными частями слова». Имена включают: 1) существительные (обозначение вещей); 2) прилагательные (обозначение качеств); 3) числительные. Вспомогательные части речи выполняют служебную роль, соединяя или сокращая «знаменательные части слова». «Предлоги служат для знаменования обстоятельств, к вещам или к переменам принадлежащих ...Союзы самых понятий соответствие между собой показывают, сокращающие части слова...: местоимение, наречие, междометие... Местоимение полагается вместо имени; наречие изображает единым речением обстоятельства; междометие представляет движение духа человеческого кратко». Глагол имеет причастие и деепричастие, которые также «сообщают идеи вещей». Л. исходит из учения о восьми частях речи, но его классификация применима к новому материалу и основана на семантико-морфологическом принципе. Автор наряду с грамматическим значением части речи анализирует особенности: 1) словоизменения; 2) словообразования; 3) синтаксического употребления. Синтаксис Л. подразделяет на: 1) синтаксис частей речи («сочинение частей слова»); 2) синтаксис предложения. Первый связан с грамматикой: 1) описание согласования и управления разных частей речи (имени, глагола, вспомогательных частей слова); 2) сочинение частей слова по разным обстоятельствам. Предложение и период изучаются в риторике. Связь грамматики и стилистики – важнейший принцип нормативной грамматики, так как грамматика описывает и предписывает норму. Стилистический принцип лежит в основе варьирования нормы. По функционально-жанровому признаку выделяются три «штиля»: 1) средний (посредственный); 2) высокий; 3) низкий. Внутри каждого стиля Л. отмечает дальнейшее варьирование, в зависимости от темы и экспрессивности произведения. Стилевое расслоение языка и его стилистическое варьирование намечаются: 1) в выборе и использовании слова; 2) в произношении; 3) в выборе морфологических вариантов; 4) в предпочтении того или иного синтаксического варианта. Нормативная грамматика опирается: 1) на общее употребление языка; 2) на образцовое употребление языка писателями. Она противостоит всеобщей грамматике, составленной на логико-дедуктивных основаниях.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Михаил Васильевич Ломоносов как мыслитель

Горохов Павел Александрович
В статье дан историко философский и науковедческий анализ достижений великого русского мыслителя, сумевшего за короткий срок не только совершить ряд основополагающих и судьбоносных открытий во всех отраслях естествознания, но и со
Читать PDF

Концепция атласа Михаил Васильевич ломоносов

Калуцков Владимир Николаевич
В статье обсуждается концепция атласа, посвященного 300-летнему юбилею основателя Московского университета М.В. Ломоносова. Разработаны методологические подходы и принципы создания атласа выдающейся личности.
Читать PDF

Михаил Васильевич Ломоносов «Первый наш университет» (1711 1765)

Ждан Антонина Николаевна
Представлены основные этапы жизни и деятельности выдающегося отечественного ученого. Показаны особенности его личности и мировоззрения. Раскрывается вклад Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России.
Читать PDF

История гениальности в России: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-2016)

Чернов Сергей Васильевич
Настоящая работа составлена из нескольких фрагментов, взятых из трудов С. В. Чернова «Истории гениальности в России», первая книга этих трудов, посвящённая Михаилу Васильевичу Ломоносову, носит название «Университет всея Руси».
Читать PDF

Опыт психологического портрета Михаила Васильевича Ломоносова: к постановке проблемы

Ильченко Валентин Иванович, Ильченко Анна Игоревна
Предпринята попытка создания психологического портрета Ломоносова. Раскрывается феномен его личности, как творца и великого ученого, служившего и народу, и высшей государственной власти.
Читать PDF

Михаил Васильевич Ломоносов как зиждитель и подвижник российского историописания. Статья 1. Мировозз

Васильев Юрий Альбертович
Автор позиционирует великого русского мыслителя М. В. Ломоносова в качестве творца и основоположника историописания в России.