ЛУКМАН Томас

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лукман Томас
немецкий социолог, основоположник феноменологической концепции социологии знания, автор работ по социологии религии и языка. - Соч.: Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995 (в соавторстве с П. Бергером); Некоторые проблемы современных плюралистических обществ; Герменевтика как социологическая парадигма? // Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. Научные труды. М.: МГИМО-Университет, 2000; Luckmann, T. Invisible Religion. N.Y., 1967; Towards a Science of the Subjective Paradigm: Protosociology // Phenomenology as a Dialogue. Sophia, 1990. - Литература: Руткевич Е.Д. Томас Лукман // Современная американская социология. М., 1994.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Лукман, Томас
р. 1927) - профессор социологии в ФРГ, ведущий представитель феноменологической социологии знания. Лукман после смерти Щютца издал книгу "Структуры жизненного мира”, вышедшей под именами Щютца и его самого, в которой он дал систематическое описание идей Щютца как целого. В 1966г. он совместно с П.Бергером опубликовал "Социальное конструирование реальности”, где разрабатывается идея о том, что теоретическое знание не исчерпывает всего запаса знания, существующего в обществе и играет далеко не главную роль в жизни большинства людей. Отсюда главной задачей социологии знания должно стать обыденное, дотеоретическое знание, к которому человек обращается в повседневной жизни. Анализ "социального конструирования реальности" имеет своим предметом возникновение, функционирование и распространение знания в обществе. Социальная реальность предстает у них как нечто непосредственно данное сознанию индивидов, существующее в их коллективных представлениях и конструируемое интерсубъективным человеческим сознанием. При этом снимается качественное различие между социальной реальностью как объективной и существующей в виде общественного сознания. Диалектическая концепция эта основана на том, что познавая мир, люди созидают его, а созидая, познают.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ЛУКМАН (Luckmann) Томас
1927) - нем. социолог. Разработанная совместно с амер. социологом П. Бергером феноменологич. версия социологии знания ("Соц. конструирование реальности", 1966) противопоставляется всей предшествующей социологии знания, предметом к-рой было изучение теоретич. знания. Оно не исчерпывает всего знания, имеющегося в об-ве, и, кроме того, не играет главной роли в жизни большинства людей. Поэтому предметом, "ядром" их теории становится обыденное, дотеоретич. знание, с к-рым человек сталкивается в своей повседневной реальной жизни. Суть их концепции сводится к тому, что соц. реальность конструируется интерсубъективным человеческим сознанием, и все соц. ин-ты и отношения - продукты человеческого сознания. Реальность "реальна" в той мере, в какой она является содержанием "коллективных представлений" людей, т. е. осознается ими. При этом снимается качественное различие между соц. реальностью как объективной реальностью, существующей независимо от сознания людей, и соц. реальностью как обществ. сознанием. Соч.: Социальное конструирование реальности (в соавторстве с П. Бергером). М., 1955; The Invisible Religion. N.Y., 1967; The Structures Of The Livesworld (with A. Schutz). Evanston. 1973; The Phenomenology And Sociology, Harmonds-worth, 1978. Е.Д. Руткевич

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЛУКМАН Томас
(р. 1927) - нем. социолог, ведущий представитель социологии феноменологической. В своей основной работе «Социальное конструирование реальности» (1966) Л. совместно с американским социологом П.Л. Бергером разрабатывает феноменологическую версию социологии знания. Л. рассматривал процессы становления человеческих представлений о социальном мире с точки зрения единичных субъективных значений, обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде. По мнению Л., феноменология жизненного мира должна стать «универсальной социальной наукой», «матрицей» всех социальных наук, способной с помощью метаязыка дать описание универсальных структур жизненного мира. Ядром теории является утверждение, что человек конструирует социальную реальность в своем обыденном опыте и что только исследование структуры жизненного мира позволяет понять механизмы производства и функционирования знаний в обществе. Ключевые понятия интерпретативной социологии Л. - социальное взаимодействие (интеракция) и идентичность. Теория Л. связана с анализом «социального конструирования реальности», ее предметом являются процессы и механизмы, с помощью которых происходит возникновение, функционирование и распространение знания в обществе. Интересы Л. распространялись также на влияние языка на сознание, анализ обыденной жизни и вопросы конституирования социальных структур.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ЛУКМАН Томас
(р.1927) — амер. социолог, к-рый предложил теорию повседневных конструкций действительности, базирующихся на иерархии структур повседневных действий, отношений и знания. В основе этой теории лежит методологическая концепция понимания и интерпретации, разработанная в феноменологии и дополненная Щюцем применительно к исследованию повседневности (1). В работах «Структуры жизненного мира» (1979, в  соавт.), «Теория соц. действия» (1992), «Соц. конструирование реальности» (1995, в соавт.) Л. раскрывает проблемы интеракций и интерсубъективности, истолкования жизненных миров, их структурирования. Интеракция у Л. одно из основных понятий, при помощи к-рого описывается система отношений между членами об-ва, действия каждого предполагают наличие др., при этом в действиях каждого должна присутствовать взаимная ориентация на другого. Это возможно, если интерпретировать действия др. и на этом основании строить свою деятельности. В этом случае мы имеем дело с интерсубъективностью, т.е. человеческая субъективность в своем выражении основывается на возможности понимания др. Л. отождествляет жизненный мир и мир повседневности, к-рый существует как предпосланная действительность, подлежащая интерпретации. В процессе интерпретации люди опираются на повседневные представления, типизации, основанные на опыте. В совр. об-ве важнейшую объединяющую функцию выполняет институцианализация знания в гос., юридических, научных структурах (1).
Лит: 1) Волков Ю.Г., Нвчипурвнко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999; 2) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998; Руткевич Е.Д. Лукман Т. // Совр. западная социология: Словарь / Под общ. ред. Давыдова Ю.Н. М., 1990. Л.А. Савченко

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ЛУКМАН Томас
(14.10. 1927, Есенице, Югославия) — проф. социологии ун-та в Констанце (ФРГ), ученик и последователь Шюца, ведущий представитель феноменологической знания социологии. После смерти Шюца реализовал задуманный тем проект книги «Структуры жизненного мира». Подобно Шюцу, филос. обоснование социальных наук и возможность выхода из переживаемого совр. наукой кризиса Л. видел в феноменологии жизненного мира. По замыслу Л., феноменология жизненного мира должна была стать «универсальной социальной наукой», «матрицей» всех социальных наук, способной с помощью метаязыка дать описание универсальных структур жизненного мира. Это необходимо для того, чтобы человек и его жизненный мир заняли в научной космологии соотв. место, утраченное ими со времен Галилея. В 1966 г. Л. опубликовал совместный с амер. социологом Бергером труд «Социальное конструирование реальности», в к-ром разрабатывается феноменологическая версия социологии знания. Эта версия противопоставляется авторами всей предшествующей социологии знания, предметом к-рой было теоретическое знание. Последнее, по мн. авторов, не только не исчерпывает всего запаса знания, существующего в об-ве, но и играет далеко не главную роль в жизни большинства людей, поэтому «ядром» социологии знания должно быть обыденное, дотеоретическое знание, к-рым человек оперирует в своей повседневной жизни.
Теория Бергера и Л. связана с анализом «социального конструирования реальности», ее предметом явл. процессы и механизмы, с помощью к-рых происходит возникновение, функционирование и распространение знания в об-ве. Использование феноменологического анализа в кач-ве метода освещения знания «реальности повседневной жизни» позволяет социологам воздерживаться от причинных и генетических гипотез, а также от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. Социальная реальность предстает в их концепции в кач-ве феномена «жизненного мира», как нечто непосредственно данное сознанию индивидов, существующее в их «коллективных представлениях» и конструируемое интерсубъективным человеческим сознанием. При этом снимается кач. различие между социальной реальностью как объективной реальностью, существующей независимо от сознания людей, и социальной реальностью как обществ, сознанием. Осн. работа Л. по социологии религии «Проблема религии в современном обществе» была написана в 1963 г. Центральным понятием его концепции религии явл. «трансцендирование» (выход за пределы биологического существования человека), понимаемое им в духе идей филос. антропологии (Шелер, Плеснер, Гелен) как процесс конструирования смыслового универсума. Трансцендирование, согласно Л., неотъемлемая сторона человеческой жизни, наиболее ярко проявляющаяся в религиозности. Религиозность — кач-во самой природы человека, неизменно присутствующее в ней во все времена.
Меняются лишь формы ее проявления, к-рые Л. связывает с социальными изменениями, происходящими в данном об-ве. Л. был одним из первых социологов религии, обративших внимание на то, что при упадке «церковно-ориентированной религии» внецерковная религиозность может сохраняться и даже возрастать. Так как сакрализация мира, по его убеждению, необходима неспособному жить без опыта трансценденции человеку, то последний вынужден создавать в совр. секуляризованном об-ве свою собственную «приватную» религию. По мн. Л., именно эта возникающая на основе различ. религий и культов «невидимая религия» гарантирует человеку «автономию» и возможность «самореализации». Л. занимался также разработкой социологии языка, рассматривая влияние языка на сознание, обыденную жизнь и конституирование социальных структур. Е. Д. Руткевич

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ЛУКМАН (Luckmann) Томас
р. 1927) - немецкий социолог, ученик и последователь А. Шюца , ведущий представитель феноменологически ориентированной социологии, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ). Основные сочинения: "Проблема религии в современном обществе" (1963); "Социальное конструирование реальности" (совместно с Бергером, 1966); "Невидимая религия" (1967); "Структуры жизненного мира" (совместный проект с Шюцем, опубликовано после смерти последнего в 1973) и др.
В книге "Социальное конструирование реальности" развил идеи Шюца ("Структуры жизненного мира") о потенциале феноменологического анализа реальности повседневной жизни. "Социальное конструирование реальности" предлагает феноменологическую версию социологии знания, предмет интереса которой составляют не "идеи" или теории, но то, что считается "знанием" в обществе, в повседневной, дотеоретической жизни. Иначе - она должна понять процессы, в результате которых человеческое знание развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях, в результате чего знание становится основополагающей реальностью для рядового человека, т.е. социология знания имеет дело с анализом социального конструирования реальности. Теоретическое знание, традиционный предмет анализа, представляет собой, по Л., лишь часть существующего знания и должно пониматься в контексте общего "запаса знания", существующего в обществе. Феноменологический анализ повседневной жизни - ее субъективного восприятия - позволяет воздержаться от причинных и генетических гипотез, а также от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. При описании повседневной реальности особый интерес представляют до- и квазинаучные интерпретации повседневной жизни, которые считаются само собой разумеющимися, но в рамках феноменологических скобок. Мир осознается как состоящий из множества реальностей, высшая из которых - реальность повседневной жизни, представляющая собой интерсубъективный мир, разделяемый с другими людьми. По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, отмеченными характерными способами восприятия. Реальность повседневной жизни воспринимается и понимается в континууме типизаций, анонимность которых возрастает по мере их удаления от ситуации "здесь и сейчас". Таким образом, социальная структура - это вся сумма типизаций и основанных на них повторяющихся образцов взаимодействия, т.е. реальность повседневной жизни, ее ясность и устойчивость становится возможной благодаря процессам объективации, важнейший из которых - процесс сигнификации.
Общество, по Л., производится в процессе объективирования субъектов, которые затем повторно присваивают или интернализуют его (через сигнификацию), что образует непрерывный диалектический процесс. В дальнейшем Л. продолжил исследования влияния языка на сознание и конструирование социальных структур. Социология знания предполагает разработку проблем социологии языка и социологии религии, которые перестают считаться периферийными специальностями, но, напротив, представляют непосредственный интерес для социологии как таковой. Основная работа Л. в данной области - "Проблема религии в современном обществе", а главное понятие - "трансцендирование", понимаемое как конструирование символического универсума, основная функция которого заключается в легитимации и интеграции всего социального порядка. Трансцендирование - необходимая сторона человеческой жизни, наиболее ярко проявляющаяся в религиозности, истоки которой коренятся в конституции человека. Исторически меняются формы ее проявления. При упадке церковной религиозности внецерковная (или "неспецифическая"), представляющая собой всеобщую социальную форму, религия дает возможность личной самореализации, формируя "невидимую религию".
С.А. Радионова

Источник: Социология: энциклопедия

ЛУКМАН  Томас
(р. 1927) - социолог, исследователь религии, профессор университета в Констанце (ФРГ). Родился в Словении. Изучал социологию в австрийских университетах Вены и Инсбрука. Продолжил образование в Новой Школе социальных исследований (Нью-Йорк), где затем защитил докторскую диссертацию (1956) и некоторое время работая. Впоследствии преподавал в университетах Нью-Йорка и Фрейбурга, возглавлял отделение социологии в университете Франкфурта-на-Майне, приглашался для лекций в университеты Линчёпинга (Швеция), Любляны (Словения) и др. В 1970-1994 гг. преподавая социологию в Констанце. Член Академии наук и искусств Словении. Л. получил известность разработкой концепции социологии знания с позиций феноменологического подхода. Согласно этой концепции, предметом социологического исследования должны быть феномены «жизненного мира» людей. Сферой, где возникают эти феномены, является человеческая повседневность. В этой сфере люди не только вовлечены в социальные процессы, но и сами постоянно их формируют сообразно индивидуальным жизненным смыслам. В совместном труде Л. и Бергера «Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания» (1966) главное внимание было обращено на так называемое дотеоретическое знание, которым человек преимущественно оперирует в своей обыденной жизни. Это знание получено из повседневного опыта, переживаний, интуиций, верований. Оно выражается в системе субъективных смыслов, которыми люди руководствуются при взаимоотношениях друг с другом. При социальном взаимодействии происходит консолидация смыслов, они получают интерсубъективное значение. Из совокупности сопряженных значений возникают символические системы, связи между которыми образуют структуру социальной реальности. Одной из символических систем, с помощью которых конструируется необходимый человеку миропорядок, является религия. Интерпретация религии изложена Л. в труде «Проблема религии в современном обществе» (1963; в 1967 г. с дополнениями издан на англ. языке под названием «Невидимая религия», с таким же названием в 1993 г. вышло второе, немецкое издание). В этой работе он дал критическую характеристику состоянию теоретической социологии религии в 1950-1960-е годы, которая стала заметно отставать от эмпирических исследований. Прежде всего требовали объяснения наблюдаемый кризис организаций религиозных и нараставший процесс секуляризации. Л. проанализировал результаты сравнительного социологического исследования в четырех протестантских церковных общинах ФРГ. Он рассмотрел основные показатели церковного членства в этих общинах - самоидентификацию с церковью, посещение богослужений, причащение, участие во внекультовых церковных мероприятиях, степень совпадения взглядов и поведения верующих с церковными нормами. По всем показателям отмечалось существенное снижение. Особенно заметным оказалось расхождение между церковными требованиями и реальным поведением членов общин. Однако заявленные прихожанами потребности в религиозном сопровождении их жизнедеятельности, в присутствии священных идеалов, в нравственном влиянии религии на семью и общество оставались на высоком уровне. Размышляя над этой ситуацией, Л. приходит к выводу о постоянстве религиозного начата в структуре повседневного «жизненного мира» верующих. Переменной величиной оказываются институциональные формы религии, доктрины, организации, ритуал религиозный. Все они, так или иначе, зависят от социальных условий своего существования и являются исторически преходящими. В то же время незыблемой остается религиозность человека как его фундаментальное природное качество. Смысл религиозности - в «трансцендировании», стремлении выйти за пределы ограниченного биологического существования. Этот смысл возникает естественным образом в условиях обыденного бытия. Окружающий человека мир зыбок и тяготеет к хаосу. Сохранить себя в нем и продолжить жизнь можно только путем космизации, внесения порядка. Источник порядка не может принадлежать к обыденности, т. е. является священным. Поэтому космизация есть религиозный акт соотнесения со священным повседневной жизни индивидов, их социальных институтов и мировоззрения. Этот акт придает устойчивость социальной реальности, защищает ее от разрушительных факторов. При таком понимании становится возможной оптимистическая интерпретация секуляризации - этот процесс устраняет утратившие священный смысл «церковно-ориентированные» формы религиозной жизни, но не угрожает религиозности. В секулярном обществе возникает больше возможностей религиозного выбора в соответствии со смыслами «жизненного мира» людей. Религиозность, понимаемая как «трансцендирование», незримо присутствует и в тех областях, где секуляризация, казалось бы, полностью вытеснила институты религиозные. Люди руководствуются религиозными установками и ценностями как бы безотчетно, не артикулируя их в специальные институциональные формы. Л. назвал это состояние «невидимой религией». Взгляды Л. можно рассматривать как одну из интерпретаций феноменологического подхода в социологии религии. В дальнейшем он неоднократно уточнял отдельные аспекты предложенной концепции религии, касаясь их в различных трудах («Социология языка», 1975; «Феноменология и социология », 1978; «Структурные условия религиозного сознания в современных обществах», 1979; «Жизненный мир и социальные реалии», 1983; коллективный сборник «Меняющийся облик религии», 1989, в соредакторстве с Бекфордом и др.).

Источник: Социология религии. Словарь.