ЛЁНСКИ Герхард

Найдено 1 определение
ЛЁНСКИ Герхард
(р. 1924) - американский социолог, получивший известность своими исследованиями в области эмпирической социологии религии. Уроженец Вашингтона, Л. окончил Йельский университет. После защиты докторской диссертации (1950) он преподавал в Мичиганском университете, в 1963 г. перешел в университет штата Северная Каролина, где стал профессором социологии и с 1965 по 1978 г. возглавлял факультет, затем отделение социальных наук. В 1966 г. вышла работа Л. «Власть и привилегии », ставшая одним из авторитетных исследований в области теории социальной стратификации. В социологии религии широкое признание получила книга Л. «Религиозный фактор: Социологическое изучение религиозного влияния на политику, экономику и семейную жизнь» (1961). В этом труде Л. обобщил результаты проведенного им в 1957-1958 гг. социологического эмпирического исследования религиозности и ее влияния на социальное поведение нескольких больших групп населения крупного промышленного центра - Детройта и его пригородов. Целью исследования было выяснение места и роли религии в жизни современного развитого индустриального общества. В качестве теоретического источника Л. опирался на положения социологии религии Вебера, проверяя возможность их применения в условиях второй половины XX в. В методологическом плане работа отличалась комплексным подходом к изучаемым явлениям религии, т. е. сочетанием социологических процедур с политэкономическим, социально-психологическим и религиоведческим анализом. В начале работы Л. формулирует общее понятие религии как «системы верований о силе, определяющей в конечном итоге судьбу человека, и связанных с ней обрядов, в которых участвуют члены группы». Такое понимание, по его мнению, вполне соответствует представлениям о религии, которыми руководствуются наблюдаемые им группы населения - христиане (протестанты и католики) и иудаисты. Далее Л. указывает на три ключевых признака, которые позволили ему дифференцировать состав изучаемого контингента. Это - этническая принадлежность, вероисповедание, социальный статус. Данные признаки, в их конкретном наполнении, совокупно определяют принадлежность людей к основным типам общности, названным Л. «социорелигиозными» группами: 1) белые-протестанты; 2) протестанты из негритянской среды; 3) белые-католики; 4) евреи-иудаисты. Наряду с указанными признаками каждая общность отличается от других набором собственных правил внутри- и межгруппового поведения, устойчивыми политическими и социальными ориентациями, особенностями экономической деятельности, нормами семейной жизни и пр. Этим группам присуща также внутренняя стратификация, основанная на различиях в уровне доходов и масштабах обладания собственностью (Л. выделил пять слоев высшего, среднего и низшего уровней). Рассматривая отношение наблюдаемых групп к религии, Л. обозначил два вида - индикаторов религиозности - внешние и внутренние. К внешним показателям были отнесены церковное членство, частота посещения богослужений, регулярность совершения обрядов религиозных; к внутренним - уровень знаний о вероучении, регулярность чтения священных писаний, ежедневные молитвы на дому, свидетельства верующих о мотивирующем воздействии религии на их поведение. Как показало исследование, общим свойством «социорелигиозных» групп является устойчивая приверженность их членов к соответствующим религиям. Религиозная принадлежность продолжает оказывать заметное влияние на социальное и хозяйственное поведение верующих и в условиях развитого индустриального общества. Однако внутри групп восприятие религии и ее влияние на жизнедеятельность происходят по-разному. Это объясняется изменениями в содержании самого религиозного фактора. Оказалось, что наименьшее значение принадлежит собственно вероучительным предписаниям и нормам религиозной морали. Доминирующее значение в «социорелигиозных» группах придается мирским ценностям, сформированным в результате участия верующих в политической и экономической жизни общества, а также под действием секуляризации. Не отказываясь от религии, люди все более склонны воспринимать свою конфессиональную принадлежность как знак групповой идентичности и условие доступа к социальным возможностям, которыми обладает их группа. Л. также отметил, что высокий уровень внешних показателей религиозности обнаруживается у высших и средних по доходам слоев в каждой группе, тогда как среди низших слоев более заметны внутренние показатели. При межгрупповом сравнении по этническим признакам наибольшее присутствие внутренних показателей выявилось у негритянской группы протестантов - две третьих от общего числа, тогда как среди белых-протестантов оно не превысило одной третьей части. Кроме того, по выводу Л., подтверждается тезис Вебера » в части влияния религиозной мотивации на более высокую социальную активность протестантов в сравнении с католиками. В начале 1970-х годов Л. провел еще одно полевое исследование в Детройте, результаты которого в основном подтвердили выявленные им ранее особенности современной религиозности, хотя побудили пересмотреть прежний вывод о нарастающей разобщенности «социорелигиозных» групп - с некоторыми оговорками социолог принял набиравшую в то время популярность концепцию гражданской религии. В последующей исследовательской деятельности J1. обращался к теме религии и общества в контексте своих трудов по теоретической социологии («Человеческое общество. Введение в макросоциологию», 1978) и в многочисленных публикациях в научной периодике.

Источник: Социология религии. Словарь.