Магия

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Магия
обряды, с помощью которых пытаются оказать воздействие на духовные или сверхъестественные сущности с тем, чтобы достичь определенных целей.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Магия (magic)
Обряды, с помощью которых пытаются оказать воздействие на духовные или сверхъестественные сущности с тем, чтобы достичь определенных целей. В большинстве обществ между магией и религией существуют противоречивые отношения. В противовес религии, магия имеет свойство быть в большей степени “индивидуальной” деятельностью, осуществляемой колдуном или шаманом.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

МАГИЯ
от греч. mageia - чародейство, волшебство) - англ. magic; нем. Magie. Обряды и ритуальные практики, в основе к-рых лежит вера в возможность воздействия на сверхъестественные силы и убежденность в непосредственной связи ритуалов, обрядов с желаемым результатом. Различают М. позитивную, предписывающую определенные действия, и М. негативную, включающую определенные запреты, табу. См. РЕЛИГИЯ, ФЕТИШИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Магия
(от греч. mageia – волшебство, чародейство). Магія. Magic. 1. Совокупность обрядов и ритуалов, основанных на вере в возможность общения с олицетворенными силами природы или потусторонними силами вообще и влияние на них. М. классифицируют на: а) позитивную, предписывающую определенные действия, и б) негативную, основанную на определенных запретах или табу; в) белую, основанную на желаниях достигнуть социально одобряемых целей и результатов, и г) черную,основанную на обращении к злым силам с целью достижения тайных и социально не одобряемых целей и результатов и т. д.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Магия
magic), вера в то, что желаемого можно достичь посредством ритуальных действий (ритуал), обычно подразумевающих заклинания и чары, способные воздействовать на сверхъестественные силы. Изучение М. часто неразрывно связано с изучением религии. Первые антропологи, в частности Фрейзер, расматривали М. как стадию социальной эволюции и считали ее своего рода примитивным знанием. Этот взгляд был оспорен Малиновским, в чьей интерпретации (связанной с его приверженностью функционализму) М. — это ср-во для выражения специфических эмоций. Вопреки предсказаниям таких социологов, как Вебер, интерес к М. не ослаб, несмотря на успехи науч. рационализма.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

МАГИЯ
практика, основанная на убеждении в возможности получить конкретный желаемый результат в любой области природы и человеческой жизни путем влияния на объект с помощью специфических средств (вербальных и предметных), наделяемых волшебными свойствами. Магическая операция (заклинание, заговор, ворожба, имитация и уподобление, манипуляция чародейными предметами и пр.) обычно совершается специализирующимися на М. посредниками (магами, колдунами, заклинателями и т. п.). хотя не исключает в каких-то случаях и личного участия заинтересованной стороны. Мотивация к М. может быть обусловлена как индивидуальной так и массовой потребностью в обретении значимого результата. Считается, что к М. побуждает представление об исчерпанности обычных способов достижения человеческих целей. М. следует различать с культом религиозным, поскольку любые ее проявления не выходят за пределы природных и человеческих состояний, не содержат веры в сверхчувственную реальность, не предполагают ритуального поклонения сверхъестественному. При этом магические установки могут соприсутствовать с религиозными и иными компонентами сознания и поведения людей, особенно на обыденном уровне, в повседневном «жизненном мире» любого общества.

Источник: Социология религии. Словарь.

МАГИЯ
magic) — попытка приводить в действие сверхъестественные или духовные силы с целью достижения определенного результата ритуализированными средствами. Магию не всегда легко отличить от религиозной деятельности (см. Религия), и на практике она часто с нею соприкасается, отличаясь, однако, более инструментальным, непосредственным воздействием. С функционалистской точки зрения (см. Малиновский, 1948), магия применяется в ситуациях, когда отсутствуют эффективные средства достижения желаемой цели. Таким образом, ее социальной функцией является смягчение тревог и осуществление потребности что-то предпринять. Она может также быть картартической (см. также Черная магия и колдовство; Шаман). В самом широком смысле магия — это черта не только так называемых примитивных обществ, но и часть жизни современных; вера в различные псевдонауки, вроде астрологии; сохранение суеверия. Взаимопроникновение "истинных" технологий и ритуализированных магических сеансов — всеобъемлющая особенность социальной деятельности, существующая даже в современной медицине. В обсуждении понятия имеется трудность. Ведь различие между эмпирической наукой и не наукой никогда не было простым вопросом (см. Наука) и оказываются стертыми различия между технологией и магией. Так, многие из ее приверженцев не имеют четкого различия между естественным и сверхъестественным. Следовательно, магия — скорее понятие конкретного наблюдателя, нежели разделяемое всеми участниками.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Магия
(колдовство, ведовство, чародейство, волшебство) (от греч. mageia – колдовство, волшебство), общее обозначение различных действий и обрядов, которые основываются на вере в сверхъестественные способности человека (мага, колдуна и т.п.), и совершаются с целью такого сверхъестественного воздействия на естественный ход событий, явления природы, человека, животных, духов и т.д. Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности коллектива и «дополняют» его практическую деятельность. По числу участвующих лиц выделяют индивидуальную М. и коллективную. По общей направленности различают М. положительную и отрицательную. По целевому назначению – М. «белую» (охранительную, оборонительную), цель которой защитить индивидуума или коллектив от любого магического воздействия врага или нежелательных действий внешних сил, и «чёрную» (агрессивную, заразительную), цель которой принудить подвергающийся воздействию объект совершить то действие или оказаться в том состоянии, которого ожидает исполнитель магического обряда. По функциональному принципу различают М. лечебную, хозяйственную (производственную, промысловую, аграрную), любовную, военную, метеорологическую, вредоносную (насылание «порчи»), предохранительную. В качестве особого вида выделяют М. вербальную (заговоры, заклинания, молитвы). По психологическому механизму действия магические приёмы подразделяют на следующие типы: контактный (перенесение магической силы путём прямого контакта); инициальный или гомеопатический (совершение только начальных действий желаемого результата); парциальный или контагиозный, заразительный (действие магических сил направляется на заместителя объекта – на имя человека, его волосы, части одежды и т.п.); имитативный (подражание тому действию, которое необходимо вызвать, воздействие на изображение объекта М.); апотропеический (уклонение, избегание, отпугивание магических сил); катартический (очищение омовением, окуриванием, постом, кровопусканием). Как правило, магические обряды сочетают сразу несколько из этих типов, образуя смешанные типы магических приёмов. Обычно исполнителями магических обрядов выступают знахари, гадатели, «делатели дождя», колдуны, ведьмы, а также жрецы и священнослужители. Фактически магия является обрядово-культовым элементом очень многих форм верований и религий.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Магия «Пластика»: как россияне овладевают банковскими картами

Любимова Дарья Сергеевна, Фадеева Ольга Петровна
Статья представляет результаты социологического исследования, посвященного изучению процесса становления и развития российского рынка электронных денег.
Читать PDF
0.00 байт

Магия Сортавалы: пространственно-временные и культурные образы города

Изотов Александр Борисович
Читать PDF
0.00 байт

Магия экрана: антикультурное самовоспроизводство

Клейменова О. К.
Актуальность исследования настоящей статьи непосредственно связана с возрастающим интересом современной науки в самых разных плоскостях научного знания к понятию самовоспроизводства культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Охранительная магия современных анатолийских турок

Иванова Вероника Витальевна
Статья посвящена рассмотрению основных черт турецких магических практик, бытующих в современной Анатолии.
Читать PDF
0.00 байт

Традиционная магия в даосском ритуале: заклинания, мудры, юевы шаги

Зорькина Мариана Сергеевна
Статья посвящена описанию комплекса магических элементов в даосском ритуале, который состоит из устных заклинаний, амулетов, шагов Юя и мудр, а также истории происхождения этих практик, их структуре и основным составным частям.
Читать PDF
0.00 байт

Старая и новая магия

Белоусова Елена Валентиновна
Статья посвящена рассмотрению актуального вопроса о возрождении магии в новых культурных формах.
Читать PDF
0.00 байт

Магия как социальный институт

Григоренко Андрей Юрьевич
Статья посвящена анализу сущности магии и колдовства и их социальной роли в архаическом обществе. Автор исследует социокультурные функции магии и колдовства.
Читать PDF
0.00 байт

Ритуал магия миф (к вопросу о первичности мифоритуала)

Давыдов Иван Павлович
В статье проводится сопоставление с авторской позицией по вопросу генезиса ритуала, мифа, религии и магии точек зрения философа Н. С. Автономовой, социолога М. Ю. Смирнова, религиоведа И. А. Тульпе.
Читать PDF
0.00 байт

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF
0.00 байт

Интеробъектная «Магия» и «Метафора» в социоматериальности Интернета вещей

Чеклецов Вадим Викторович
Статья посвящена социоантропологическим измерениям конвергентных технологий, в частности, элементам магического и метафорического сознания, вызванных развитием киберфизических систем Интернета Вещей.
Читать PDF
0.00 байт

Михаил Алексеевский. Денежная магия для чайников: конструирование заговоров на богатство в постсовет

Фетисова Т.А.
Читать PDF
0.00 байт

Магия и оккультизм в религиозной ментальности эллинистического социума

Хазина Анна Васильевна, Строганов Д.А.
Статья посвящена анализу феноменов магии и оккультизма в эпоху эллинизма, которые прямо или опосредованно включались в повседневную жизнь, официальную религию, философские учения.

Похожие термины:

  • МАГИЯ БЕЛАЯ

    англ. magic, white; нем. Magie, wei?e. Тип магии, соц. одобряемый в данной общности, направленный на совершение добрых дел и защиту от сил зла.
  • ЧЕРНАЯ МАГИЯ И КОЛДОВСТВО

    witchcraft and sorcery) - использование магии в попытке достичь пагубных для жертвы и осуждаемых обществом целей. Хотя эти термины часто взаимозаменяемы, между ними имеются и различия. Эванс-Притчард (1937) рас
  • МАГИЯ ЧЕРНАЯ

    англ. magic, black; нем. Magie, schwarze. Тип магии, соц. неодобряемый в данной общности, связанный с обращением к злым духам для причинения вреда (порчи) и совершения злых дел.
  • МАГИЯ ИМИТАТИВНАЯ

    англ. magic, imitative (homeopathical); нем. Magie, imitative. По Дж. Фpeйзepу (Фpeзеру) - тип симпатической магии, основанный на допущении возможности перенесения воздействия с одного предмета на другой в силу их сходства.
  • МАГИЯ КОНТАГИОЗНАЯ

    англ. magic, contagious; нем. Magie, kontagiose. По Дж. Фpeйзepу ( Фpeзеру) - тип симпатической магии, при к-рой, воздействуя на предмет при помощи определенных магических процедур, ожидают аналогичного влияния на друго
  • МАГИЯ ПОВТОРЕНИЯ

    англ. magic, repetition; нем. Magie, repetitive. Приписывание функциональной связи случайным следующим друг за другом событиям; источник веры в приметы.
  • МАГИЯ СИМПАТИЧЕСКАЯ

    англ. magic, sympathetic; нем. Magie, sympathische. По Дж. Фpеизеpу (Фpезеру) - тип магии, основанный на убеждении в существовании связи между всеми предметами мира, формами поведения. М. с. включает магию имитативную и м