Mahayana), одно из осн. направлений буддизма. Возникло в 1 в. н.э. и получило распространение преимущ. в Сев.-Вост. Азии. Поэтому М. иногда называют сев. буддизмом. Номинально принимая канон тхеравады, М. выстраивает свое осн. учение на доп. текстах (написанных на санскрите, а не на пали), в частности Сутре Лотоса. Учение М. подчеркивает всеобщность просветления; его приверженцы принадлежат ко всем слоям об-ва и не обязаны быть монахами; отсюда и слово М., означающее большая колесница. Последователи М. стремятся к просветлению ради всеобщего блага, а не ради самих себя. Эта отличительная особенность М. лучше всего проявляется в идеале бодхисатвы Авалокитешвары (далай-ла-ма), чьи выдающаяся мудрость и исключительная способность к состраданию служили на благо всех последователей учения, вместе с тем представляя собой совершенное воплощение религ. идеала М. Внутри буддизма М. существуют две осн. филос. школы: мадхьямика, к-рая подчеркивает иллюзорность и, в сущности, пустоту (шуньята) природы всех вещей, а также первостепенную важность мудрости (прайна); и йогахара, к-рая уделяет особое внимание сосредоточенности в медитации (самадхи, индийская философия).
400.08 кб
Семиотические аспекты религиозной толерантности (на материале буддизма Махаяны)
В статье отмечается, что проблема религиозной толерантности приобретает особую актуальность в настоящее время, когда вследствие высокой социальной мобильности очень многим приходится жить в поликонфессиональных сообществах.