Маятниковая миграция
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Регулярность М. м. соответствует режиму трудовой деятельности или учебы. М. м. получила развитие в условиях урбанизации. Главные направления — из села в город, из малого города в крупный. Такая миграция наблюдается в пригородных зонах крупных городов и городских агломерациях, в зоне средних и малых городов, в сельской местности урбанизированных территорий. В целом в пригородных районах городов формируются зоны устойчивой М. м., ее важное условие — развитие транспорта. Особый вид — организованная «вахтовая» М. м., работа в отдаленных и малонаселенных регионах при недостатке местной рабочей силы.
М. м. — источник формирования трудовых ресурсов в городах, создает равноценные условия выбора места работы, проф. обучения, она способствует соц. мобильности населения, изменению соц. структуры сельских регионов, распространению городского образа жизни. Негативные стороны М. м. — увеличение затрат времени на дорогу к месту работы, нарушение нормального ритма семейной жизни в случае «вахтовой миграции».
См. также: Вахтовый метод организации труда, Движение рабочей силы.
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ, регулярные передвижения нас. из одного насел. пункта в другой на работу или учебу. Регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учебы. М. м. появилась и получила развитие в условиях урбанизации. В основе М. м. - несоответствие в размещении произ-ва и расселения нас. Гл. направления - из села в город, из малого города в крупный. Значит. М. м. наблюдается в пригородных зонах крупных городов и городских агломерациях; имеет место также в зоне средних и малых городов, в сел. местности урбанизированных терр. В целом в пригородных р-нах городов формируются зоны устойчивой М. м., ее важное условие - развитие транспорта.
М. м. является важным источником формирования трудовых ресурсов в городах, в значит. мере обеспечивает сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов города и деревни; М. м. создает равноценные условия выбора места работы, проф. обучения. Она способствует социальной мобильности нас., изменению социальной структуры сел. жителей, распространению гор. образа жизни, преодолению существ. различий между городом и деревней. При этом имеются и негативные стороны в экон., транспортном и социальном аспектах, в частности значительно увеличиваются затраты времени на дорогу. В СССР ежегодно М. м. охвачено ок. 17 млн. ч., в т. ч. передвижениями село-город - 7,24 млн. ч., город-город - 7,76 млн., село-село - 1,2 млн., город-село - 0,8 млн. Значительна М. м. сел. нас. в города Укр., Эст., Латв. и Литов. ССР. Возрастает миграция в направлении село - город.
Сов. демографами высказывается мнение об условности понятия М. м. и неправомерности его включения в понятие миграция населения; нередко в качестве М. м. рассматриваются передвижения не только на учебу и работу, но и с культурно-бытовыми и рекреационными целями.
Таборисская И. М. Маятниковая миграция населения (Теория, методология, практика), М., 1979; Xорев Б. С., Лиходед В. Н., Житель села - работник города, М., 1982.
В. М. Моисеенко.