МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ
макдональдизация
по Дж. Ритцеру, автору концепции, – «процесс, в ходе которого принципы работы ресторана быстрого обслуживания начинают определять все большее и большее число сфер американского общества, как и остального мира… Макдональдизация затрагивает не только ресторанный бизнес, но и образование, труд, здравоохранение, туризм, отдых, питание, политику, семейные отношения и виртуально каждый другой сегмент общества». - Литература: Ritzer, G. The Mcdonaldization of Society. Pine Forge Press, 2000; Ritzer, G. Explorations in Social Theory. From Metatheorizing to Rationalization. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2001.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
МАКДОНАЛДИЗАЦИЯ
MCDONALDIZATION) Процесс социального и экономического развития, «в ходе которого принципы ресторана быстрого обслуживания начинают доминировать во все большем числе секторов американского общества и остальной части мира» (Ritzer, 1993, р.1). Создание ресторанов «Макдоналдс» изначально предполагало применение принципов научного менеджмента и фордизма в процессе приготовления пищи (например, гамбургера) из простого набора готовых продуктов. Распространение этих принципов привело к рационализации индустрии услуг, возникновению таких служб, как «Макдентистс», «Макдокторс» и низкопробной журналистики («junk-food journalism»), стандартизирующей новости для того, чтобы облегчить их потребление. См. также: Вебер.
Источник: Социологический словарь
МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ (ОБЩЕСТВА)
McDonaldization lot society)) — «процесс, посредством которого принципы ресторана быстрого обслуживания становятся все более доминирующими над секторами американского общества, как и остальной части мира» (Дж. Ритиер "Макдональдизация общества", 1993). К лежащим в основе этой тенденции факторам относятся, согласно Ритцеру, "эффективность", "исчисляемость" и "предсказуемость", выраженные в "возрастающем контроле и замене гуманной негуманной технологией". В данном процессе имеются и противоречия, не последнее из которых — потеря "качества", требующая возмещения путем благоприятного представления новых изделий в массированной рекламе. Но "преимущества" явления таковы, что его принципы распространились на многие сферы, включая высшее f образование.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Макдональдизация
Макдональдизація. McDonaldization. В западной социологии – процесс в современном индустриальном обществе, который заключает в себе следующее противоречие: с одной стороны, ему свойственна рационализация системы обслуживания, способствующая развитию так называемого быстрого обслуживания ресторанного типа на основе научного менеджмента и фордизма (конвейерной системы), что резко повысило быстроту оказания услуг в сфере общественного питания и развило целую индустрию услуг, а с другой – утрата качества приводит к нарастанию потока рекламы, необходимости постоянного повышения степени контроля и соответствующей дегуманизации технологий. Последнее проявляется в том, что, с одной стороны, М. приводит к отказу от одного из фундаментальных положений фордизма (повышение заработной платы связано с ростом прибылей), а с другой – возрастающая интенсивность труда требует устанавливать контроль не только за технологиями, но и за поведением работников, т. е. приводит к утрате доверия к ним. Кроме того, М. стала мощным средством распространения и культивирования массовой культуры, косвенным, но мощным средством стандартизации в живописи и музыке, стимулировала появление низкопробной журналистики, создающей ей рекламу, стала средством американизации практически всей мировой культуры (в первую очередь тех обществ, где строятся рестораны “Макдональдс” и производные от них – “Макдентистс” и “Макдокторс”).