МАКГУАИР Мередит

Найдено 1 определение
МАКГУАИР Мередит
(р. 1944) - американская исследовательница религии, профессор университета Святой Троицы в Сан-Антонио (Техас). Получила гуманитарное образование, докторскую диссертацию по социологии религии защитила в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк) в 1970 г.. была деканом факультета социологии в колледже Монтклера (штат Нью-Джерси). В 1982 г. избиралась президентом Ассоциации социологии религии, аналогичный пост занимала в 1988-1989 гг. в американском Обществе научного изучения религии. Диссертационное исследование М. было посвящено неофициальному движению в католицизме после Второго Ватиканского собора, которое требовало активизировать участие верующих в борьбе за мир и социальные права. К теме социальной активности католиков М. обращалась и позднее, работая с 1988 г. в университете Сан-Антонио, при изучении положение местной общины выходцев из стран Латинской Америки. Не менее важными для состояния современного католицизма явились, по ее представлению, харизматические настроения (см. Харизма) какой-то части верующих, чему была посвящена ее книга «Католики-пятидесятники» (1982). В 1981 г. выходит получивший популярность труд М. «Религия в социальном контексте» (выдержал четыре переиздания), объединивший серию ее научных работ разных лет по проблемам социологического изучения религии. Основное внимание было уделено изменению положения религии в развитом обществе. М. отметила такие черты современной религиозности, как нарастающий кризис традиционной идентичности религиозной, распространение феномена приватизации веры, массовое появление новых религиозных движений. Все это свидетельствует, по ее мнению, о ширящемся поиске нового целостного мировоззрения, преодолевающего ограниченность прежних духовных и идеологических систем. М. констатирует взаимозависимость религиозных и политических процессов, рассматривает существующие исследовательские подходы к этой проблеме. Другим известным исследованием М. стал анализ практик религиозных «духовного целительства», проведенный на материале 130 различных групп религиозных в штате Нью-Джерси («Ритуальное целительство в провинциальной Америке», 1988, в соавт.). Проведя обзор деятельности групп (христианских и других вероисповеданий), применяющих альтернативные официальной медицине практики оздоровления (медитации, психофизические упражнения, проповедническое внушение), М. пришла к выводу о возможности рассматривать их как определенную субкультуру, обладающую своим ритуальным языком и невербальным символизмом, которые отличают участников от последователей обычных способов религиозного поведения. Было установлено, что члены таких групп принадлежат, как правило, к образованным и обеспеченным средним слоям населения пригородных районов. Эта среда в основном успешно решила вопросы своего социального и материального благополучия, и увлечение «духовным целительством» выступает, скорее всего, в качестве своего рода инструмента, дополняющего достигнутые возможности еще и способностью контролировать свое здоровье. Дальнейшая разработка этой темы привела М. к постановке проблем взаимосвязи религиозного опыта индивидов с ментальными. телесно-физиологическими и социальными аспектами их существования (статья «Религия и тело», 1990; книга «Здоровье, болезнь и социальное тело человека», 1991, в соавт.).

Источник: Социология религии. Словарь.