(21.07.1911, Эдмонтон, Канада,— 31.12.1980, Торонто) — канадский социолог и культуролог, публицист. Взгляды М. сложились под влиянием X. Ин- ниса, Мамфорда, П. Т. де Шардена. В центре внимания М.— развитие культуры как совокупности «средств общения», формирующих людей, их сознание. Смена исторических эпох определяется, по М., переворотами в развитии культуры, когда на первый план в жизни об-ва выдвигается новое «средство общения», к-рое, будучи «технологическим продолжением» человека, оказывает на него всестороннее обратное влияние. Так, эпоха «племенного человека» характеризовалась ограничением общения рамками устной речи, восприятие определялось «сообщающими все сразу» слухом и тактильностью, что обусловливало полное и непосредственное вовлечение человека в действие, шарообразность картины мира, слитность человека и об-ва, мифологическую цельность мышления. Отправной точкой и прототипом эпохи «типографского и индустриального человека» явилось изобретение в 15 в. И. Гутенбергом печатного станка. Распространение европ. способа книгопечатания привело, по М., к торжеству визуального восприятия, когда линейная перспектива приобрела статус естеств. взгляда на вещи; к формированию национальных языков и гос-в, промышленной революции, разобщению людей быстро растущей узкой производственной специализацией, крайним формам рационализма и индивидуализма.
В совр. эпоху «нового племенного человека» электричество «продолжает» центральную нервную систему до образования «глобального объятия», упраздняющего пространство и время на нашей планете, формируется «глобальная деревня», обеспечивающая максимальное несогласие по всем вопросам. Чтобы избежать хаоса и гибели, человечеству необходимо стремиться к повседневному управлению своим развитием. Особое место при этом М. отводит ЭВМ и средствам массовой коммуникации. В мире разномасштабной и разноплановой «электронной информации» человек принуждается думать не «линейно-последовательно», а «мозаично», через интервалы, посредством «резонанса», возвещающего всемирное даже в тривиальном; соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности; осн. структурирующим принципом сознания снова становится миф как надежный способ удержать цельность восприятия в бурно обновляющемся мире, конечной фазой развития к-рого должно стать техническое воспроизведение сознания, когда творческий процесс будет коллективно и корпоративно охватывать все человечество в целом. Центральное значение в выявлении людьми кардинальной общности своих интересов М. отводит формирующемуся экологическому мышлению, появившемуся с запуском первого спутника, когда Земля впервые оказалась в пределах окружения, созданного человеком (по его словам, «тогда кончилась Природа и родилась Экология» [ 1, 49] ).
Для развития социол. мысли на Западе стимулирующую роль сыграл «глобально-электронный» активизм М., с позиций к-рого он критиковал позитивистски ориентированную социологию за мировоззренческое мелкотемье, преклонение перед социальной статикой, бесплотно- абстрактный академизм, неумение выделить влияние развития «средств общения» на изменение способов мышления и обществ, организации. В. П. Терин