МАКНАМАРА Патрик

Найдено 1 определение
МАКНАМАРА Патрик
(р. 1929) - американский социолог, исследователь религии, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Основная часть научной и преподавательской деятельности М. была связана с факультетом социологии университета штата Нью Мексико. В 1984 г. он избирался президентом Ассоциации социологии религии. Ведущей темой социологической работы М. было положение католицизма в США. В 1960-1970-х годы он провел ряд исследований взаимоотношений католического духовенства и американцев мексиканского происхождения, в ходе которых выявил столкновение ассимиляторской тенденции в действиях представителей диоцеза Лос-Анджелеса со стремлением индейских этнических групп сохранить свою самобытность. По оценке М., изоляционизм сепаратистских настроений выходцев из Мексики препятствует их социальной адаптации, тогда как церковные инициативы способствовали их интеграции в современное демократическое общество. Как считал М., аналогичные процессы в еще более широкомасштабной форме происходят в большинстве стран Латинской Америки. Католическая церковность играет здесь роль фактора, препятствующего диктатуре, подавлению прав и свобод верующих. Изменения в отношении верующих к демократическим институтам общества М. связывал с активным включением организаций религиозных в воспитание и образование молодежи. На рубеже 1980-1990-х годов им было проведено лонгитюдное исследование учащихся католических учебных заведений, показавшее положительное влияние религиозного образования на понимание жизненных ценностей и социальные приоритеты молодых людей. Результаты М. изложил в книге «Сознание первично, традиция вторична: изучение молодых американских католиков» (1992), вызвавшей дискуссию по поводу некоторых его оптимистических суждений. Другой важной темой для М. явилась разработка теоретико-методологических вопросов социологии религии - определение индикаторов религиозности и применение теории депривации в исследованиях общественного поведения верующих. Он рассматривал религиозность индивидов как возможный показатель их социального самочувствия и представлений о жизненном благополучии. В частности, был сделан вывод о том, что люди с низким социальным статусом имеют сравнительно большую склонность к религии, но это скорее помогает им примириться с существующим положением, чем побуждает к активному социальному протесту.

Источник: Социология религии. Словарь.