области социологич. знания, ориентированные соответственно на изучение крупномасштабных соц. явлений (наций, гос-в, соц. ин-тов и организаций, классов, соц. групп и др.) и сферы непосредственного соц. взаимодействия (межличностных отношений и процессов соц. коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельных узких проблем и т. д.). В современной зап. социологии к макросоциологии принято относить преимущественно такие теоретич. концепции, как структурный функционализм, неоэволюционизм (см.), неомарксизм (см.), структурализм в социологии (см.). Микросоциология представлена концепциями, в большей мере связанными с проведением эмпи-рич. исследований (см. Социология эмпирическая), имеющих различн. идейные и методологич. основания. К ним относятся как позитивистски ориентированные концепции (теории социального обмена (см.), анализ социальных сетей (см.) и др.), так и антипозитивистские по своему духу исследовательские ориентации (интеракционизм символический (см.), этнометодология (см.), социология феноменологическая (см.) и др.). С момента становления зап. социологии на протяжении XIX в. и вплоть до 20-х гг. XX в ней господствовала макросоциологич. ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х гг. Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирич. исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х гг. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурного функционализма интегрировать теории различн. уровня общности. Реакцией на кризис структурного функционализма явилось возникновение альтернативных концепций (см. Социология альтернативная), многие из к-рых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления обществ. жизни. Основные разногласия между сторонниками микро- и макросоциологии касаются следующих проблем. Первая связана с пониманием предмета исследования и уровня обобщения. Представители макросоциологии рассматривают з качестве предмета социологич. познания об-во и его структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие соц. явлений, их несводимость к соц.-психологич. уровню. Различи. микроявления и процессы (поведение личности. межличностные отношения и т. п.) рассматриваются как проявление закономерностей макроуровня; всякая попытка сведения соц. к психо-логич. уровню расценивается как отступление от ведущей социологич. традиции, как свидетельство психологич. редукционизма и субъективизма. В свою очередь, их оппоненты настаивают на приоритетном изучении области непосредственно наблюдаемого соц. взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации сферы повседневной реальности и т. п. Этот уровень признается сторонниками микросоциологии единственным реально существующим и фундаментальным, а макросоциальные явления рассматриваются как неправомерные абстракции, peaльность к-рых нельзя эмпирически доказать.
Вторая область конфликта между представителями микро- и макросоциологии относится к характеру используемых понятий и принципов формирования социологич. знания. Сторонники первой ориентации стремятся испол эмпирически обоснованные понятия и принципы особенно категорично на этом настаивают представители позитивистской ветви. С этой т.зр. понятия и положения широкомасштабных теорий расцениваются как пустые абстракции, авторы обвиняются в неправомерной реификации (опредмечивании, овеществлении) соц. структур, а единственной реальностью признаются или непосредственно наблюдаемое поведение индивидов (теория соц. обмена, анализ соц. сетей), или сфера сознания индивидов (этноме-тодология и феноменология). Защитники микросоциологии делают упор на использовании различн. рода экспериментальных процедур и ограничиваются изучением явлений небольшого масштаба. С середины 70-х гг. предпринимаются попытки интеграции этих двух направлений. Лит.: Андреева Г.М. О соотношении микро- и макросоциологии//Вопр. философии. 1970, № 7; Kemeny J. Perspectives on the micro- macro distinction//Sociol. Rev. 1976. Vol. 24 № 4. M.C. Комаров