Малочисленные народы
малочисленные народы
minorities. - народности (этносы) с немногочисленным составом (от нескольких десятков до нескольких тысяч) человек. Tж. малые народы, малые народности.
Малочисленные народы
этносоциальные общности, объединяющие в границах определенных регионов их коренное население, ведущее племенной образ жизни. Этот термин вошел в оборот, в том числе научный, с начала 1980х гг., заменив словосочетание «малые народы», но до настоящего времени в специальной литературе эти термины используются как равнозначные. Согласно Конвенции № 169 МОТ от 1989 г. «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», м.н. называются такие, которые объединены в племена и имеют социальные, культурные и экономические условия, отличающие их от других групп национального сообщества. Положение этих народов регулируется полностью или частично их собственными обычаями и специальным законодательством. Кроме того, важными факторами отнесения этих народов к числу коренных являются: исторически продолжительное проживание на данной территории до установления существующих государственных границ, полное или частичное сохранение своих социальных, экономических, культурных и политических институтов. Основополагающим критерием отнесения народа к числу коренных является мнение его самого. За м.н. признается также безусловное право собственности и владения территорией, которую они традиционно занимают и которая является важнейшим условием существования народа, сохранения его культуры, экономики, языка, образа жизни. В отечественной этнической социологии и этнологии под «м.н.» понимаются прежде всего коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также некоторые народы Кавказа и бывших республик СССР. В настоящее время в РФ проживает более 60 народов, имеющих статус «малочисленных». Численность каждого из них, по данным пере писи населения 2002 г., составляла от нескольких сотен до нескольких тысяч человек: нивхи — 5 тыс., кеты — 2 тыс., орочи — 1 тыс., алеуты — ок. 1 тыс. чел. и т. д. В соответствии с международным правом, подчеркивающим равноправный статус м.н. со всеми другими народами, их права на собственную территорию не являются достаточными для провозглашения независимости и образования собственного государства. Подобные тенденции невозможны в рамках конституций современных национальных государств, устанавливающих незыблемость границ и единство территорий государства. По Конституции РФ 1993 г. в качестве субъектов федерации выделены 10 автономных округов. Однако, жизнь показала несостоятельность подобного шага и с начала XXI в. наблюдается их стремление к объединению с более развитыми в экономическом отношении субъектами РФ. Др социол. наук А. И. Куропятник.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.
МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
небольшие по численности этносы, имеющие ограниченный демографический потенциал, не позволяющий им вырасти до многочисленных народов и создавать свои государственные структуры, К М. н. принято относить этносы, численность которых не превышает 50 тыс. человек. Сегодня в мире насчитывается более ?00 М. н. В Российской Федерации более 60 М. н., в том числе 42 М. н. Севера, Сибири и Дальнего Востока общей численностью более 200 тыс. человек. Численность каждого из них составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Небольшая численность обусловливает некоторые особые черты образа жизни М. н. Одни из них живут довольно рассеянно на огромном пространстве (северные народы), другие, наоборот, живут компактно, занимая небольшую территорию (например, на Кавказе). Многие М. н. ведут кочевой или полукочевой образ жизни. В целом М. н. отличаются от иных народов своими традиционными промыслами, самобытной культурой, часто отсутствием письменности на родном языке, слаборазвитым этническим самосознанием, неразвитостью межэтнических контактов, низкой миграционной подвижностью и другими особенностями. В силу этих обстоятельств М. н. нуждаются в особой социальной, экономической и правовой защите.
Во всем мире М. н. испытывают практически одни и те же трудности и проблемы. Почти все они обусловлены малой численностью этносов, их постоянной борьбой за выживание, когда перед ними каждодневно стоит вопрос: «быть или не быть». Причем вопрос о том, быть или не быть М. н., решается не столько ими самими, сколько крупными народами, среди которых живут М. н. Остаться ли М. н. в качестве самостоятельных и равноправных этносов или же быть поглощенными крупными нациями, зависит от национальной политики крупных наций, их правительств. Впервые в истории человечества государственная национальная политика по защите прав М. н. была выработана в ноябре 1917 г. Советским правительством. В соответствии с «Декларацией прав народов России» правительством РСФСР было принято «Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР» и на местах впервые были созданы родовые собрания, родовые Советы, туземные районные съезды и избираемые ими районные исполнительные комитеты. Кочевники объединялись на основе этнической, хозяйственной и культурной общности. Впервые в Российской Федерации на конституционном уровне закреплена охрана прав М. н. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни М. н. осуществляется и на региональном уровне. Достаточно последовательно этот вопрос решается, например, в Республике Саха (Якутия), где действует Закон Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 1992 г. «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера». Согласно данному акту община — самобытная форма ведения природопользования и хозяйствования, которая создается для возрождения, сохранения и развития уклада жизни, культуры и языка М. н. Севера.
Республика Саха (Якутия) в составе республиканского бюджета образует фонды защиты и развития своих М. н. Севера, берет на себя обязанность оберегать исконную среду обитания и традиционный образ жизни этих народов. М. н, гарантируется не только право владения и пользования землей и ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-рыбопромысловыми угодьями, но и защита от любых форм ассимиляции, посягательств на этническую самобытность, на исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры. Конституция Республики Саха (Якутия) допускает создание национальных административно-территориальных единиц, объявление языков М. н. Севера официальными языками в местах их компактного проживания, формирование кочевых органов власти (родовых общин), а также избирательных округов с меньшей, чем установлено общими нормами, численностью избирателей.
М. н. Севера Российской Федерации имеют свои национально-территориальные образования — автономные округа — субъекты Федерации. До последнего времени в связи с интенсивным промышленным освоением практиковалось по существу насильственное переселение М. н. Севера с исконных мест обитания. Это разрушило традиционный уклад их жизни. Получили широкое распространение социальные пороки: пьянство, деградация и бродяжничество: резко сократилась продолжительность жизни. Важным вопросом в национальной политике государства, как явствует из Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, является бережное отношение к судьбам М. н., к их хрупкой культуре, природе регионов расселения и т. д. Для решения этих проблем создан Госкомитет по делам Севера и малочисленных народов. Создана также Ассамблея малочисленных народов. В международном масштабе с 1992 г. при ООН создана организация — Международная лига малочисленных народов. Ранее была принята Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах.
Во всем мире М. н. испытывают практически одни и те же трудности и проблемы. Почти все они обусловлены малой численностью этносов, их постоянной борьбой за выживание, когда перед ними каждодневно стоит вопрос: «быть или не быть». Причем вопрос о том, быть или не быть М. н., решается не столько ими самими, сколько крупными народами, среди которых живут М. н. Остаться ли М. н. в качестве самостоятельных и равноправных этносов или же быть поглощенными крупными нациями, зависит от национальной политики крупных наций, их правительств. Впервые в истории человечества государственная национальная политика по защите прав М. н. была выработана в ноябре 1917 г. Советским правительством. В соответствии с «Декларацией прав народов России» правительством РСФСР было принято «Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР» и на местах впервые были созданы родовые собрания, родовые Советы, туземные районные съезды и избираемые ими районные исполнительные комитеты. Кочевники объединялись на основе этнической, хозяйственной и культурной общности. Впервые в Российской Федерации на конституционном уровне закреплена охрана прав М. н. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни М. н. осуществляется и на региональном уровне. Достаточно последовательно этот вопрос решается, например, в Республике Саха (Якутия), где действует Закон Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 1992 г. «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера». Согласно данному акту община — самобытная форма ведения природопользования и хозяйствования, которая создается для возрождения, сохранения и развития уклада жизни, культуры и языка М. н. Севера.
Республика Саха (Якутия) в составе республиканского бюджета образует фонды защиты и развития своих М. н. Севера, берет на себя обязанность оберегать исконную среду обитания и традиционный образ жизни этих народов. М. н, гарантируется не только право владения и пользования землей и ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-рыбопромысловыми угодьями, но и защита от любых форм ассимиляции, посягательств на этническую самобытность, на исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры. Конституция Республики Саха (Якутия) допускает создание национальных административно-территориальных единиц, объявление языков М. н. Севера официальными языками в местах их компактного проживания, формирование кочевых органов власти (родовых общин), а также избирательных округов с меньшей, чем установлено общими нормами, численностью избирателей.
М. н. Севера Российской Федерации имеют свои национально-территориальные образования — автономные округа — субъекты Федерации. До последнего времени в связи с интенсивным промышленным освоением практиковалось по существу насильственное переселение М. н. Севера с исконных мест обитания. Это разрушило традиционный уклад их жизни. Получили широкое распространение социальные пороки: пьянство, деградация и бродяжничество: резко сократилась продолжительность жизни. Важным вопросом в национальной политике государства, как явствует из Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, является бережное отношение к судьбам М. н., к их хрупкой культуре, природе регионов расселения и т. д. Для решения этих проблем создан Госкомитет по делам Севера и малочисленных народов. Создана также Ассамблея малочисленных народов. В международном масштабе с 1992 г. при ООН создана организация — Международная лига малочисленных народов. Ранее была принята Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.