МАМФОРД Льюис

Найдено 1 определение
МАМФОРД Льюис
(19. 10.1895, Флашинг, Нью-Йорк) — амер. философ и социолог. Автор значительного числа книг и статей, касающихся широкого спектра проблем социологии, политики, экономики, религии, морали, культуры, истории и теории иск-ва и техники, архитектуры и т. д. Его главные работы делятся на три группы: 1) социол. анализ амер. культуры и иск-ва; 2) социология урбанизации; 3) теоретико-социол. анализ фундаментальных проблем развития культуры и об-ва. Важнейшая линия в трудах М.— критический анализ бурж. об-ва, порабощающего человека, лишающего его индивидуальности. Особый упор в критике М. делает на технократическую сущность капитализма (Технократия). С момента возникновения последнего, т. е. с началом промышленной революции, развитие техники обернулось технократизацией об-ва, человека и человеческих отношений. Человек стал своего рода «перемещенным лицом» в созданном им самим мире. Все время возрастающий разрыв между уровнями технологии и нравственности привел к ситуации господства «Мегамашины» — предельно рационализированной и бюрократизированной надындивидуальной социальности. Гуманизм и социальная справедливость пали, по М., жертвами технического прогресса и «интеллектуального империализма». Безличностная организация уже не просто подавляет, а подменяет собой человека. Прогресс стал особого рода божеством, наука и техника — своеобразной религией, а ученые — сословием новых жрецов. Выход из сложившейся ситуации М. видит в эстетизации технократического об-ва, и прежде всего — в эстетизации техники, в возвращении ей истинно человеческого смысла и содержания. М. призывает не ускорять НТП, к-рый в этом случае станет неуправляемым, а попытаться соединить его с ценностями нравственного порядка, вернуться к ситуации отношений человека и техники, характерной, напр., для средневековья, «золотого века» человечества по мн. М.» Техника и технология должны служить человеку и выражать собственно человеческие ценности. Один из путей такого служения — «интегративный дизайн», разработанный М. способ соединения иск-ва и массового технологического производства, объединения техники и человека. Такой идеал М. видел, напр., в «органичной архитектуре» Ф. Л. Райта. Эстетическая утопия подобного рода при экстраполяции на об-во в целом вела к особого рода неогуманистическим социол. проектам «возрождения жизни».
Технократическая в целом концепция М. оказалась неогуманистической этико-эстетической утопией, призывающей к соединению несовместимого. Сила социальной критики в его трудах не подкрепляется соотв. уровнем конструктивных программ. Это противоречие отразилось и на политических взглядах М., часто менявшихся на протяжении его долгой жизни. Д. В. Ольшанский, И. Г. Ярлыкова

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
83.96 кб

Техника власти и власть техники в философии Льюиса Мамфорда

Покровская Яна Сергеевна
Почему в ХХ столетии техника перестает быть социально нейтральной? В чем заключается «проклятие машины»? Каковы особенности индустриально-технократического устройства в государстве?