Манипулирование
Манипулирование
1) скрытое управление (мошенничество); 2) ловкое принуждение людей, вызывающее у них иллюзию самостоятельного решения.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Манипулирование
процесс идеологического и социально-психологического воздействия на людей с целью изменения их поведения попреки их интересам.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ
В социологии – политическая информационная обработка отдельных лиц, групп, общественного мнения в целом в интересах некоторых политических, экономических и иных персон или структур. Система средств идеологического и духовно-психологического влияния на массовое сознание с целью навязывания определенных идей, ценностей; целенаправленное влияние на общественное мнение и политическое поведение для формирования требуемой направленности. От пропаганды М. отличается скрытым характером воздействия; объекты М. обычно не знают о его осуществлении. Основным орудием М., как и пропаганды, сегодня выступают средства массовой информации.
Процесс М. может быть определен как недопустимый или неэтичный, если он связан с прямым обманом потребителей информации (использование заведомо ложных цифр и фактов), воздействием на подсознательные инстинкты (скрытые вставки в теле-, видео-, кинопрограммы, компьютерные файлы), оскорблением лиц или организаций, дискредитацией товаров или услуг. Конкретные ограничения на такого рода М. зафиксированы в законах РФ “О рекламе” и “О средствах массовой информации”. В остальных случаях о М. следует говорить как о цивилизованной игре – конкуренции по существующим в обществе правилам, в процессе которой используются определенные технологии работы с информацией. В глобальном плане механизм М. основан на технологии создания информационного потока и управления им. К приемам М. относятся:
– умолчание (“выгодная” информация используется, а “невыгодная” скрывается);
– перестановка (малозначимые, но необходимые субъекту позиции выносятся в начало материала, а действительно значимые размещаются в конце);
– привлечение авторитетного посредника (если заинтересованный в передаче определенной информации субъект не является авторитетным для данной целевой группы или воспринимается негативно, подыскивается авторитетный источник, передающий ту же самую информацию);
– подгонка итогов массовых опросов и рейтингов (подбирается и опрашивается такая совокупность людей, чье мнение работает на выполнение задачи, решаемой информационным субъектом), подбор соответствующих цитат (предоставляются некомментированные цитаты, в комплексе работающие на требуемый результат);
– эмоциональная подпитка (использование эмоциональных материалов и оборотов в условиях нехватки конкретных фактов и цифр), монтаж (выбор из большого количества фото-, видео-, аудиоматериалов таких, которые выставляли бы объект в невыгодном или, напротив, выгодном свете) и др.
Процесс М. может быть определен как недопустимый или неэтичный, если он связан с прямым обманом потребителей информации (использование заведомо ложных цифр и фактов), воздействием на подсознательные инстинкты (скрытые вставки в теле-, видео-, кинопрограммы, компьютерные файлы), оскорблением лиц или организаций, дискредитацией товаров или услуг. Конкретные ограничения на такого рода М. зафиксированы в законах РФ “О рекламе” и “О средствах массовой информации”. В остальных случаях о М. следует говорить как о цивилизованной игре – конкуренции по существующим в обществе правилам, в процессе которой используются определенные технологии работы с информацией. В глобальном плане механизм М. основан на технологии создания информационного потока и управления им. К приемам М. относятся:
– умолчание (“выгодная” информация используется, а “невыгодная” скрывается);
– перестановка (малозначимые, но необходимые субъекту позиции выносятся в начало материала, а действительно значимые размещаются в конце);
– привлечение авторитетного посредника (если заинтересованный в передаче определенной информации субъект не является авторитетным для данной целевой группы или воспринимается негативно, подыскивается авторитетный источник, передающий ту же самую информацию);
– подгонка итогов массовых опросов и рейтингов (подбирается и опрашивается такая совокупность людей, чье мнение работает на выполнение задачи, решаемой информационным субъектом), подбор соответствующих цитат (предоставляются некомментированные цитаты, в комплексе работающие на требуемый результат);
– эмоциональная подпитка (использование эмоциональных материалов и оборотов в условиях нехватки конкретных фактов и цифр), монтаж (выбор из большого количества фото-, видео-, аудиоматериалов таких, которые выставляли бы объект в невыгодном или, напротив, выгодном свете) и др.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.