МАНИПУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от лат. manipulus - горсть, пучок) - система способов социального воздействия на людей при помощи различных средств массовой коммуникации (экономической, политической, социальной, массовой информации) с целью навязывания им определенных идей, ценностей, форм поведения и т. д.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
1) способ программирования поведения людей путем духовного воздействия, направленного на психические структуры человека, осуществляющегося скрытно и ставящего своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении (1); 2) средство власти в гражданском об-ве, возникающее с установлением политического порядка, основанного на представительной демократии (там же); 3) характерная, прежде всего, для изолированных от внешнего влияния тоталитарных обществ разновидность процесса убеждения или внушения, осуществляемая системой массовых коммуникаций и пропаганды, объединяющей большинство источников социально-политических представлений массовых групп населения, с целью влияния на идейно-политические позиции людей (2). М.с. — способ управления об-вом через обеспечение неосознанного интериоризирования индивидом воли властей. Данный способ включает в себя широкое использование раз-лич. знаковых систем, воздействие на мышление (логическое, ассоциативное, стереотипы), чувства (прежде всего, страха), воображение (путем конструирования «об-ва спектакля») и т.д. М.с. подразумевает скрытые акции духовного воздействия и потому не характерна для обществ (в том числе тоталитарных), в которых власть открыто навязывает опред. ценности. Невозможность применения на современном этапе широкомасштабного физического насилия в гражданском (либеральном) об-ве сделало м. в нем главным средством соц. контроля. Наиболее легко поддается М.с. челов. «мозаичной культуры»; традиционализм и критичность мышления затрудняют осуществление м. Главным каналом осуществления М.с. явл. средства массовой коммуникации; при этом писатели, журналисты, деятели науки и культуры, непосредственно осуществляющие М.с., явл. лишь «манипулируемыми манипуляторами».
Лит.: 1) Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000; 2)   Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1996; 3) Дебор Ги-Эрнест. Общество спектакля. М., 2000; 4)    Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; 5) Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997. В.П. Уланов

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Манипуляция социальная
(от лат. manipulus – горсть, пучок: от manus – рука и pleo – наполнять). Маніпуляція соціальна. Social manipulation. Социальное управление, предполагающее отношение к людям как к вещам, неодушевленным предметам. Хотя манипулятивные стратегии известны давно (многие из них используются, например, в религии, где сама молитва есть иллюзия влияния на сверхъестественную силу с целью привлечения ее на свою сторону, что в действительности означает подчинение воли молящегося клиру), но массово они начали применяться с зарождением социальной психологии и позитивистской социологии. Особое значение для развития манипулятивных стратегий имело веберовское определение социального действия как воздействия на других с целью изменить их действия в свою пользу. М. с. означает то, что манипулирующие рассматривают тех, чьим сознанием и поведением они манипулируют, в качестве объекта воздействия или средства удовлетворения своих частных интересов. Т. е. они относятся к ним как к вещам. Такое отношение является своеобразным присвоением других, помимо их воли, в свою, хотя и временную, собственность. М. с. – скрытое социальное управление или оперативное, ненасильственное вмешательство в социальные процессы путем трансформации или полного замещения (с помощью различных социальных технологий экономического, политического или информационного порядка) массовых представлений и ценностных ориентаций с целью исключения возможности осознанного выбора и направления массовых действия на реализацию чуждых массам социальных интересов. Эффективная М. с. способна привести к полному замещению ценностей. Замещение ценностей и ценностных ориентаций по своему социально-культурному смыслу означает смену культурного кода или программирования мнений, настроений и, соответственно, социальных действий и тем “подтверждать” определенной части общества свое “право” на господство и власть. Так как М. с. предполагает замещение ценностных ориентаций, то ее можно различать по следующим признакам: а) участию манипулируемых в социальных процессах, результаты которых им послужат во вред; б) такое участие осуществляется с согласия манипулируемых, которые при этом не предполагают, к каким последствиям это приведет; в) процедура замещения ценностных ориентаций, как правило, обеспечивает неадекватную оценку (правильнее сказать, переводит систему оценок с логического на эмоциональный уровень, т. е., когда хочется, но знание технологий реализации массовых желаний в атомизированном обществе принадлежит другим, т. е. для них это знание закрыто) манипулируемыми результатов действий, в которых они принимали активное участие. См. также Антикультура, Ложное сознание и Ресоциализация.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
255.80 кб

Манипуляция как социально-философское явление

Юренков Виктор Викторович
Тема манипуляции сознанием сегодня активно обсуждается представителями широкой общественности, все чаще становится предметом бурных научных дискуссий, острой полемики.
Читать PDF
1.35 мб

Некоторые аспекты социальной природы манипуляций в социуме

Крейк Альфред Иосифович, Комф Евгения Валентиновна
В статье проводится анализ аспектов социальной основы манипуляций и их влияние на взаимодействия деятелей в социуме. Также авторы определили явления, которые порождают социальные основы для манипуляций в обществе.
Читать PDF
211.34 кб

Социальные медиа: аттрактор новостей и пространство манипуляций

Лисенкова Анастасия Алексеевна
В статье говориться о закономерном процессе смены коммуникационных технологий, ставшем серьёзным вызовом современному обществу, в котором цифровые медиа играют всё более значимую роль, пронизывая все сферы повседневной жизни челов
Читать PDF
173.58 кб

Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета

Лазуткина Екатерина Валерьевна
В статье рассматривается актуальная проблема манипуляции новостной информацией в социальных медиа.
Читать PDF
147.25 кб

Манипуляция сознанием как объект социально-политического исследования

Ворошилова Анна Анатольевна
Рассматривается манипуляция сознанием с точки зрения социолога-политолога.
Читать PDF
214.67 кб

Использование фотографии с целью социального контроля и политической манипуляции

Афанасьева Светлана Алексеевна
Рассматривается роль фотографии в организации процесса социального контроля властью за действиями, поведением людей и формированием общественного мнения.
Читать PDF
407.45 кб

Шахтеры в «Рельсовой войне»: субъект социального действия или объект манипуляции?

Климов И. А.
Одним из серьезнейших событий 1998 г. стала «рельсовая война» шахтеров.
Читать PDF
978.34 кб

Социальный механизм манипуляции сознанием личности в современном российском обществе

Колесникова Галина Ивановна, Аствацатуров Артём Ервандович
На основе социально-философского дискурса выявляется структура социального механизма манипуляции сознанием личности, определяется специфика применения данного механизма в современном российском обществе.
Читать PDF
197.52 кб

Понятие манипуляции: социально-философский смысл и тенденции концептуальной эволюции

Пую Ю. В.
Автор в статье рассматривает словосочетание «манипулирование личностью», которое достаточно часто употребляется в публицистической, научно-философской литературе и в политической практике.
Читать PDF
82.53 кб

Новое мышление в социальном управлении: от стратегии манипуляции - к осознанию ценностей

Горелова Г.Г.
С позиций гуманистической психологии рассматриваются проблема ответственности и понятие смысла в структуре социальной деятельности управленца.
Читать PDF
144.11 кб

Об опыте Китая по противодействию манипуляционным технологиям в социальных сетях Интернета

Федоров Артем Павлович
Аннотация В статье показан опыт Китая по противодействию манипуляционным технологиям в социальных сетях Интернета.
Читать PDF
319.65 кб

Манипуляция культурной памятью – результат управления социальными технологиями в обществе знаний

Мелик-гайказян Мария Вигеновна
На основе исследований семиотических механизмов управления, проведенных в рамках информационно-синергетического подхода, и концепции memory-turn выяснен незапланированный результат современного менеджмента в сфере социальных техно
Читать PDF
498.66 кб

Манипуляционные практики Интернета: управление политическим поведением с помощью социальных сетей

Погребняк Валерий Владимирович
В настоящей статье автор рассматривает специфику использования Интернета в качестве инструмента управления политическим поведением граждан.
Читать PDF
426.02 кб

Социальные сети как инструмент политической мобилизации: опасность манипуляции и пределы демократии

Курочкин Александр Вячеславович
Статья посвящена анализу феномена сетевой политической мобилизации. В статье также выявлены и проанализированы основные риски, связанные с использованием социальных сетей для политической мобилизации граждан.
Читать PDF
275.65 кб

Социальное влияние, манипуляции и проблема свободы религиозного выбора в условиях интенсификации вир

Суворов Михаил Андреевич
Статья посвящена попытке осмысления развития современной религиозной ситуации, в которой все большее распространение получает виртуальная религиозность.