МАНИПУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
МАНИПУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от лат. manipulus - горсть, пучок) - система способов социального воздействия на людей при помощи различных средств массовой коммуникации (экономической, политической, социальной, массовой информации) с целью навязывания им определенных идей, ценностей, форм поведения и т. д.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
МАНИПУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
1) способ программирования поведения людей путем духовного воздействия, направленного на психические структуры человека, осуществляющегося скрытно и ставящего своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении (1); 2) средство власти в гражданском об-ве, возникающее с установлением политического порядка, основанного на представительной демократии (там же); 3) характерная, прежде всего, для изолированных от внешнего влияния тоталитарных обществ разновидность процесса убеждения или внушения, осуществляемая системой массовых коммуникаций и пропаганды, объединяющей большинство источников социально-политических представлений массовых групп населения, с целью влияния на идейно-политические позиции людей (2). М.с. — способ управления об-вом через обеспечение неосознанного интериоризирования индивидом воли властей. Данный способ включает в себя широкое использование раз-лич. знаковых систем, воздействие на мышление (логическое, ассоциативное, стереотипы), чувства (прежде всего, страха), воображение (путем конструирования «об-ва спектакля») и т.д. М.с. подразумевает скрытые акции духовного воздействия и потому не характерна для обществ (в том числе тоталитарных), в которых власть открыто навязывает опред. ценности. Невозможность применения на современном этапе широкомасштабного физического насилия в гражданском (либеральном) об-ве сделало м. в нем главным средством соц. контроля. Наиболее легко поддается М.с. челов. «мозаичной культуры»; традиционализм и критичность мышления затрудняют осуществление м. Главным каналом осуществления М.с. явл. средства массовой коммуникации; при этом писатели, журналисты, деятели науки и культуры, непосредственно осуществляющие М.с., явл. лишь «манипулируемыми манипуляторами».
Лит.: 1) Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000; 2) Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1996; 3) Дебор Ги-Эрнест. Общество спектакля. М., 2000; 4) Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; 5) Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997. В.П. Уланов
Лит.: 1) Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000; 2) Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1996; 3) Дебор Ги-Эрнест. Общество спектакля. М., 2000; 4) Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; 5) Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997. В.П. Уланов
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Манипуляция социальная
(от лат. manipulus – горсть, пучок: от manus – рука и pleo – наполнять). Маніпуляція соціальна. Social manipulation. Социальное управление, предполагающее отношение к людям как к вещам, неодушевленным предметам. Хотя манипулятивные стратегии известны давно (многие из них используются, например, в религии, где сама молитва есть иллюзия влияния на сверхъестественную силу с целью привлечения ее на свою сторону, что в действительности означает подчинение воли молящегося клиру), но массово они начали применяться с зарождением социальной психологии и позитивистской социологии. Особое значение для развития манипулятивных стратегий имело веберовское определение социального действия как воздействия на других с целью изменить их действия в свою пользу. М. с. означает то, что манипулирующие рассматривают тех, чьим сознанием и поведением они манипулируют, в качестве объекта воздействия или средства удовлетворения своих частных интересов. Т. е. они относятся к ним как к вещам. Такое отношение является своеобразным присвоением других, помимо их воли, в свою, хотя и временную, собственность. М. с. – скрытое социальное управление или оперативное, ненасильственное вмешательство в социальные процессы путем трансформации или полного замещения (с помощью различных социальных технологий экономического, политического или информационного порядка) массовых представлений и ценностных ориентаций с целью исключения возможности осознанного выбора и направления массовых действия на реализацию чуждых массам социальных интересов. Эффективная М. с. способна привести к полному замещению ценностей. Замещение ценностей и ценностных ориентаций по своему социально-культурному смыслу означает смену культурного кода или программирования мнений, настроений и, соответственно, социальных действий и тем “подтверждать” определенной части общества свое “право” на господство и власть. Так как М. с. предполагает замещение ценностных ориентаций, то ее можно различать по следующим признакам: а) участию манипулируемых в социальных процессах, результаты которых им послужат во вред; б) такое участие осуществляется с согласия манипулируемых, которые при этом не предполагают, к каким последствиям это приведет; в) процедура замещения ценностных ориентаций, как правило, обеспечивает неадекватную оценку (правильнее сказать, переводит систему оценок с логического на эмоциональный уровень, т. е., когда хочется, но знание технологий реализации массовых желаний в атомизированном обществе принадлежит другим, т. е. для них это знание закрыто) манипулируемыми результатов действий, в которых они принимали активное участие. См. также Антикультура, Ложное сознание и Ресоциализация.