МАННГЕЙМ КАРЛ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МАННГЕЙМ КАРЛ
Mannheim, Karl) (1887-1947) – венгерский социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирование. В главной работе – «Идеология и утопия» (1929) — он систематизирует различия между идеологией и утопией, относя их к видам системы веры, первая из которых выполняет функцию оправдания и сохранения системы, а вторая — ориентирует на ее замену. Его подход к социологии познания заключался в следующем: главные формы познания разными способами обусловливаются потребностями социальных групп, а, вопреки Марксу, не просто классовыми интересами. Он предложил один из способов, каким знание могло бы избежать релятивизма, - интеллектуалы должны занять позицию «свободного плавания» или неприсоединения. См. также Интеллигенция.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МАННГЕЙМ (Mannheim) Карл
1893-1947) - нем. социолог, один из создателей социологии знания (см. Концепции социологии знания). Главной идеей концепции является положение о соц. обусловленности идеологии. М. рассматривал зависимость идей от положения отдельных соц. групп, утверждая, однако, при этом ложный мистификаторский характер всех без исключения идеологий. Социология знания, согласно М., должна заниматься изучением различий соц. ситуации, представляющихся наблюдателям, находящимся в разных точках соц. структуры. Различн. положение субъектов в соц.-историч. пространстве обусловливает во всех без исключения случаях "односторонность" и "ложность" их т. зр., а отсюда и соответствующий характер познавательных "перспектив". М. различал два понятия идеологии: партикулярная и тотальная. Первая - это идеи и представления отдельного индивида относительно его обществ. положения, она предполагает анализ идей "на чисто психологич. уровне". Вторая - идеология эпохи или конкретной историч. соц. группы, т. е. класса. Когда речь идет об идеологии классов или целых эпох, исследование поднимается на теоретич. или "ноологический" уровень. Соч.: Диагноз нашего времени. М., 1994. Е.В. Осипова

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МАННГЕЙМ Карл
(1893-1947) - нем. социолог, один из создателей социологии знания. Разработал собственную методологию - социологию познания, или социологию мышления, изложенную в работах «Очерки по социологии знания» (1952), «Очерки по социологии культуры» (1956). Основной идеей концепции М. является положение о социальной обусловленности идеологии, зависимости идей от положения социальных групп. М. дал определение социологии знания как науки, которая должна заниматься изучением различий социальной ситуации, представляющихся различным наблюдателям, находящимся в разных точках социальной структуры. Положение наблюдателей, по М., заранее обуславливает односторонность их суждений и ограниченность предположений при анализе социальной ситуации, а также «ложность» их точек зрения. Специфической задачей социологии знания, по мн. М., является соотнесение «духовных образований» с социальными позициями их носителей. Любая идеология - это «духовное образование», которое правящий класс выдает за свою идеемыслительную «перспективу» и пытается преподнести ее как единственную. В работе «Идеология и утопия» (1929) М. выделил партикулярную и тотальную идеологию. Партикулярная идеология - это идеи и представления отдельного индивида относительно его социального положения, предполагающие анализ на «чисто психологическом уровне». Тотальная идеология - это идеология эпохи или конкретной исторической социальной группы, предполагающая анализ на теоретическом уровне. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии», как правило, недостаточно обоснованные и теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием угнетенных социальных слоев. Однако, когда угнетенные слои приходят к власти, «утопия» мгновенно становится «идеологией». Будущее М. связывал с появлением человека нового типа, созданного воспитанием, в основу которого непременно должен быть положен внутренний религиозный опыт.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

МАННГЕЙМ КАРЛ

(1893-1947) Родился в Венгрии, в 1919 г. бежал в Германию, где стал университетским преподавателем, а в 1933 г. после прихода нацистов к власти покинул Германию и переехал в Англию, где продолжил свою научную карьеру в Лондонской школе экономики. Главными работами Маннгейма, многие из которых были собраны и опубликованы на английском языке после его смерти, являются «Идеология и утопия» (Mannheim, 1936), «Человек и общество в эпоху преобразования» (1940), «Диагноз нашего времени» (1943), «Свобода, власть и демократическое планирование» (1951), «Очерки по социологии знания» (1952b), «Очерки по социологии и социальной психологии» (1953) и «Очерки по социологии культуры» (1956). В творчестве Маннгейма могут быть выделены две стадии. Первая из них связана с разработкой социологии знания и характеризуется следующим. (1) Маннгейм настаивал, что социология знания возможна, что существует связь между формами знания и социальной структурой, и что убеждения людей обусловлены их членством в определенных социальных группах. (2) Он анализировал релятивистскую подоплеку социологии знания. С его точки зрения, если все убеждения имеют социальное происхождение, то для истинных убеждений не остается места, и не существует независимых от общества критериев истины. Маннгейм экспериментировал с различными решениями этой проблемы, вначале выдвинув идею существования класса социально независимых предположений, а позднее признав, что его первоначальное допущение о детерминированности истины социальным происхождением было неверным. (3) Маннгейм отвергал марксистскую теорию знания или идеологии, которая, по его мнению, сводит все знание к классовой принадлежности. Его точка зрения заключалась в том, что формы знания могут коррелировать с рядом социальных групп или процессов (например, поколением, сектой или конкуренцией). Вторая стадия творчества Маннгейма, не получившая заметного признания, связана с его утверждениями о необходимости социальной реконструкции. Он подчеркивал, что в результате развития либерального капитализма современные общества превратились в массовые общества, неупорядоченные группы не связанных социальными узами атомизированных индивидов, и что исправление этих обществ должно стать делом социального планирования. См. также: Атомизм; Массовое общество; Релятивизм. Лит.: Loader (1985)

Источник: Социологический словарь

МАННГЕЙМ Карл
(27. 03.1893, Будапешт —09.01.1947, Лондон) — нем. философ и социолог, один из создателей знания социологии. Учился в ун-тах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды М. формировались под влиянием идей Д. Лукача, Б. Залоша, Э. Ласка, Риккерта, Э. Гуссерля, М. Вебера, Шелеpa — в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача). После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г.— приват-доцент философии Гейдельбергского ун-та, с 1929 г.— проф. социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте. С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г.— в Ин-те образования при Лондонском ун-те, где в 1945 г. стал проф. педагогики.
Незадолго до смерти — руководитель отдела ЮНЕСКО. Явл. инициатором и редактором «Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции», способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии. В первый, «нем.», период, наиболее продуктивный с творческой т. зр., М. занимался проблемами интерпретации «духовных образований», теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Strukturanalyse der Erkenntnistheorie. В., 1922), затем разработал собственную филос.- социол. методологию — социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926). В дальнейших работах М. углубляет свою социол. методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале — исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания. Во второй, «англ.», период занимался гл. обр. популяризацией социологии познания, развивал ее идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости обществ, сознания от обществ, бытия и социальной обусловленности познания, М. вслед за Шелером полагал, что обществ, бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства».
«Социальное бытие», по М.,— это исторический жизненный процесс, естественно порождающий из себя в разные эпохи разные «центры систематизации» — реальные жизненные доминанты, к-рые могут носить не только экономический, но и, как, напр., в средние века, религ. или иной характер, определяя стиль эпохи. В рамках опред. эпохи могут существовать различ. социальные «констелляции» — естественно исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различ. «стилей мышления», или «мыслительных позиций».
Специфическая задача социологии познания — соотнести «духовные образования» с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различ. образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся в различ. позициях. Поэтому социология познания, считает М., должна отбросить «метафизическую иллюзию о внеисторическом субъекте социального познания», выхваченном из социального контекста, мыслящего якобы с «точки зрения вечности», и признать тот факт, что различ. положение познавательных субъектов в социально-историческом пространстве и времени обусловливает «релятивность» их познания — односторонность их познавательных «перспектив», относительную ложность их т. зр. (Историцизм). Если правящий класс выдает свою идеемыслительную «перспективу» за единственно истинную и пытается обосновать ее, как таковую, теоретически, то налицо, по М., «духовное образование», к-рое называется «идеологией». Любая «идеология», по М.,— это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии», как правило недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и «идеологии».
По существу «утопии» ничем не отличаются от «идеологий», поскольку также стремятся выдать «часть за целое»— свою одностороннюю правоту за абсолютно истинную т. зр. С приходом к власти ранее угнетенных слоев «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». Называя свою социол. методологию «реляционизмом», М. пытается доказать, что она нетождественна историческо-социол. релятивизму. По М., существует особая социальная группа, потенциально способная вырваться из порочного круга «связанности бытием»,— творческая, «свободно парящая» интеллигенция. С интеллигенцией М. связывал надежды на сохранение демократий в эпоху «массовых об-в», подверженных опасности установления тоталитарного режима фашистского типа.
Идеи М. оказали большое влияние на социол. мысль Запада. Хотя у М. не было продолжателей, безоговорочно принявших его социол. методологию, конкретные историческо-социол. исследования М. признаны классическими (Историческая социология). А. Н. Малинкин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

МАННГЕЙМ КАРЛ

1893-1947) - немецкий социолог и философ. Учился в университетах Будапешта, Фрейбурга, Гейдельберга, Парижа. В 1919 эмигрировал из Венгрии в Германию. С 1925 - приват-доцент философии в Гейдельбергском университете. С 1929 - профессор социологии и национальной экономики в университете Франкфурта-на-Майне. В 1933 эмигрировал в Великобританию, профессор Лондонской экономической школы. С 1941 - в Институте образования при Лондонском университете, в котором в 1945 стал профессором педагогики. Незадолго до смерти возглавил один из отделов ЮНЕСКО. Инициатор и редактор "Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции". Основные работы: "Историцизм" (1924); "Проблема социологии знания" (1925); "Идеология и утопия. Введение в социологию знания" (1929); "Человек и общество в эпоху преобразования" (1935); "Диагноз нашего времени" (1943); "Свобода, власть и демократическое планирование" (1950); "Система социологии" (1959); "Эссе о социологии и культуре" (1956) и др.
Ориентируясь на создание синтетической концепции знания , М. был знатоком современных ему философских и социологических идей, многие из которых органически использовал в своем творчестве (прежде всего это относится к неокантианству, феноменологии и марксизму). Отмечается непосредственное влияние на М. со стороны Лукача , Э. Ласка, Г. Риккерта, Э. Гуссерля, М. Вебера , Шелера . Резкое неприятие у М. встретили натуралистическая установка и методологические принципы позитивизма, а критическому разбору у него подверглись практически все эпистемологические концепции и ориентации общественно-политической мысли (либерализм, консерватизм, социализм, фашизм, коммунизм). Специально занимался анализом религиозного (христианского в целом, анабаптистского - в особенности) сознания. В целом творчество М. носит достаточно цельный характер, но отмечено изменением (существенным) акцентов, которое произошло в эмигрантский период его жизни. С проблем собственно социологии знания его внимание перемещается на диагностику европейской социокультурной ситуации. Кроме того, в этот период М. активно занимался проблемами культуры и образования.
Концепция М. может быть определена как культурологическая методология с предельно широкой сферой возможных аппликаций. Культурно-исторические эпохи отличаются, согласно М., кроме прочего, наличием жизненных доминант, определяющих общий их стиль и господствующие в них "стили мышления" ("мыслительные позиции"). В этом отношении современная эпоха, по М., - эпоха кризисная. По отношению к ней можно говорить об исчезновении единого интеллектуального мира с фиксированными и доминирующими ценностями и нормами. Более того, за рационально организованным мышлением обнаружилась его подоснова - "коллективное бессознательное". Обнаружилась несостоятельность одной из основных абстракций европейской культуры - наличие внеисторического субъекта познания, мыслящего "с точки зрения вечности", т.е. внешнего беспристрастного и объективного наблюдателя, выносящего окончательные истинные оценки. Мир, по М., - это мир разных частных интересов, разных типов и стилей мышления, требующих своего выражения в системах взглядов и претендующих на статус "единственно верных". Знание оказывается контекстуально и социально, а в конечном итоге - культурно обусловленным. История мысли у М. - это история столкновения классовых, групповых и иных миросозерцаний, стремящихся себя рационально оформить. Следовательно, необходимо различать различные когнитивные системы по механизмам их социального обусловливания. Если за естествознанием и математикой еще можно признать статус объективного знания, то знание социогуманитарное, по М., не может быть адекватно проанализировано без учета его социальной детерминации. В общекультурной же рамке обнаруживается обусловленность любого знания: его параметры зависят от занятой в социокультурном пространстве позиции, заданного видения ("перспективы"). Анализ возможных "перспектив" и их соотношения между собой - задача социологии знания. Однако научное знание, по мысли М., - не единственное духовное образование, продуцируемое в обществе. Следует выделять особые системы взглядов, которые обозначаются терминами "идеология" и "утопия" (по сути - негативный вариант той же идеологии). Изначальный критерий их выделения - непризнание тех или иных систем взглядов в качестве беспристрастных, оценка их как ангажированных и противопоставление им иной системы идей. Они не являются "диагнозами" ситуации, а, согласно М., "запускают" определенные системы деятельности. Идеология выражает такое состояние сознания, когда правящие группы в своем мышлении могут быть настолько сильно привязаны посредством интересов к определенной ситуации, что они просто не способны видеть те факты, которые могли бы подорвать их господство". Утопия же фиксирует то, что "определенные угнетенные группы столь сильно заинтересованы в разрушении и трансформации данных условий общества, что они помимо своей воли видят только те элементы в ситуации, которые имеют тенденцию отрицать ее". Любая идеология есть апология, она ориентирована на сохранение сложившегося статус-кво. Именно в этом ей, по мысли М., противостоит утопия , ориентированная на будущее, на занятие доминантной позиции в обществе той группой, интересы которой в ней (утопии) представлены. Приход такой группы во власть превращает утопию в идеологию. М. различает два типа идеологий. Партикулярные идеологии отражают интересы отдельных человеческих сообществ с их специфическими интересами. Они представляют собой сознательные или несознаваемые фальсификации действительности, основанные на селекции нужных информационных фрагментов. Адекватное их понимание требует знания психологических механизмов коллективных действий и представлений. Тотальные идеологии предзадаются сложившейся социальной системой, естественно складывающейся расстановкой социальных сил и удерживаются общей рамкой культуры. Они синтезируют и представляют целостное видение перспектив и обеспечиваются соответствующим понятийным аппаратом, способами мышления (аналитическими или мифологическими), моделями (схемами) мышления, требованиями к степени конкретизации видения (универсализм или эмпиризм), онтологическим обоснованием (возможные способы существования и структурирования). В этом отношении они - предмет социологии знания . Конечная задача последней - через критическую работу по обнаружению различных идеологических искажений знания - реализовать позитивную задачу. Суть последней - удержав многообразие равноправных и правомерных перспектив (их "реляционность") - осуществить когнитивный синтез. Реализовать его (и то лишь потенциально) способна единственная, не вплетенная жестко в сеть социальных интересов и ресурсно (информационно) обеспеченная для решения подобной задачи, социальная группа - интеллигенция ("социально свободно парящие интеллектуалы"). Синтез предполагает и наличие реальных механизмов в обществе, позволяющих находить балланс интересов. Однако кризис системы традиционных западных демократических ценностей при отсутствии общекультурной доминанты разрушил, по М., этот складывавшийся баланс. Противостоять полной ценностной дезинтеграции (анархии) и в то же время не впасть в другую крайность - обеспечения интеграции ценностей через тотальную регламентацию (диктатуру) - в современном обществе можно, согласно М., лишь на основе внедрения социальных технологий, направленных на поддержание "достаточного уровня" рефлексии (критического сознания) и предполагающих целенаправленность организационных усилий для реализации этой цели.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
113.57 кб

2006. 01. 013. Каради Э. Карл Маннгейм: между социологией культуры и социологией знания. Karadi E. K

Гирко Л. В.

Похожие термины:

  • Маннгейм (Мангейм Манхейм) Карл

    (1887–1947) немецкий социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания, специалист в области социологии идеологической сфе ры и рациональности. - Соч.: Манхейм Карл. Диагноз наш