(Manovich Lev, Мановіч Леў) (род. 1960) — американский художник, теоретик медиа российского происхождения, профессор компьютерных наук Городского университета НьюЙорка (CUNY). Специализируется на теории новых медиа, развитии «цифровых гуманитарных наук», цифрового искусства и эстетики. В 2001 г. написал одну из первых специализированных монографий «Язык новых медиа», которая принесла ему мировую известность. Лев Манович в 1975–1979 гг. изучал изобразительное искусство и архитектуру, в 1981 г. переехал в Нью-Йорк, где слушал курсы по компьютерной обработке изображений, анимации, получил диплом магистра экспериментальной психологии и работал как художник, коммерческий дизайнер, программист. В 1993 г. получил докторскую степень в области визуальных и культурных исследований в университете Рочестера. В 2000 г. стал профессором в университете Калифорнии в Сан-Диего, где преподавал цифровое искусство, теорию и историю цифровой культуры. Ведет активную преподавательскую деятельность, реализует художественные проекты в университете Калифорнии, Амстердама, Стокгольма, университете искусства в Хельсинки, Центре искусств в Гонконге. В настоящее время — профессор в Городском университете Нью-Йорка, основатель и руководитель лаборатории Software Studies Initiative (Сан-Диего), где изучаются культурные тренды с применением «компьютерного анализа и визуализации информации». В числе его проектов — массовый компьютерный анализ японских комиксов манга, обложек журнала «Time» за все время издания, каталогизация 3000 фотографий в стиле селфи и т. д. Манович концентрируется на создании теории художественного производства в эпоху цифровых медиа и на влиянии технических свойств цифровых медиаобъектов на визуальную эстетику современных медиа. В книге «Язык новых медиа» Манович объясняет появление новых культурных форм благодаря компьютеризации. Написанная на заре глобального распространения новых медиа, работа быстро стала новой классикой, обязательной для изучения. Ее междисциплинарный язык, сочетающий историю искусства и компьютерные науки, привлек студентов очень разных специальностей, изучающих новые медиа. Сама книга состоит из шести частей, первая из которых отвечает на вопрос: «Что такое новые медиа?» При этом Манович использует теорию и историю кинематографа как средство анализа новых медиа. Завершает книгу часть «Что есть кинематограф?». Автор предлагает пять принципов, определяющих материальную и логическую организацию новых медиа как результата перевода всех существующих медиа в цифровые данные, доступные компьютерам. Первые два принципа: цифровая репрезентация и модульность — лежат в основе трех других — автоматизации, изменчивости и культурного транскодирования. При этом автор замечает, что данные принципы целиком не отделяют новые медиа от старых. Цифровая репрезентация означает, что новые медиа можно описать математически и манипулировать ими с помощью алгоритмов; прямое следствие — логика индивидуальной настройки, а не массовой стандартизации медийных объектов. Модульность позволяет разнимать объект на множество частей и менять их местами, как «слои» изображения в графическом редакторе. Как следствие первых двух принципов, становится возможной автоматизация многих операций в процессе создания, таких как генерирование компьютером объектов в фильме. Более того, как результат автоматизации создания медиаматериалов произошла эволюция хранения, организации и использования данных, а часть работы по созданию медиа перешла от авторов к потребителям (что связано и с тождествен ностью производства и потребления через интерфейс компьютера). Изменчивость — другой принцип, основанный на цифре и модульности: благодаря принципу изменчивости оболочка становится отделена от содержания, и новые медиа дают жизнь множеству версий объекта, что «соответствует постиндустриальной логике “производства по требованию” и доставки “точно в срок”». Наконец, пятый принцип — транскодирование, то есть переведение объекта из одного формата в другой. Манович подчеркивает, что происходит «компьютеризация культуры» — переопределение культурных объектов через язык работы с компьютером. В соответствии с этой логикой Манович описывает базу данных как «экспрессивную форму, естественным образом противопоставленную повествованию», олицетворяющую компьютерный век и превышающую человеческие возможности восприятия. Также Манович переходит к постулированию необходимости теории «софта» или изучения культуры software — появления и эволюции интерфейса. Таким образом, Манович одновременно рассматривает культурные аспекты технологии и технологически исследует культуру. Для языка Мановича характерно одновременное внимание к художественным и техническим деталям, а также использование больших обобщений, зачастую выступающих в виде метафор. Критика работ Мановича является продолжением похвалы в его сторону: во-первых, это междисциплинарный язык изложения, который оставляет пространство непонимания для представителей различных дисциплин; во-вторых, это эклектическое смешение языка исследований культуры и технического языка, которое не позволяет достаточно аргументировать позицию автора перед какой-либо дисциплиной; в-третьих, это художественно-эстетическая, а не исследовательская направленность проектов автора, в связи с чем ставится под вопрос вклад конкретных крупных проектов Мановича в становление теории новых медиа.
Литература Manovich L. The Language of New Media. Cambridge: The MIT Press, 2001. Manovich L. Software Takes Command. NY: Bloomsbury Academic, 2013. А. Широканова
Манович Лев
Манович Лев
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016