МАРГИНАЛЬНОСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Маргинальность
 понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения индивида между какими-либо социальными группами.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Маргинальность
промежуточное, пограничное состояние индивида или группы индивидов, оторванных от привычной среды и образа жизни.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Маргинальность
промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Маргинальность
это пограничность состояния индивида (или группы) по отношению к социальной общности, страте или социально значимым структурам, когда субъекты оказываются на стыке субкультур, не принадлежа ни одной из них

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

Маргинальность
промежуточноее положение индивида или социальной группы, занимающих крайнее пограничное положение по отношению к другим социальным образованиям; пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Маргинальность
отчуждение человека от новой окружающей социальной среды и слабая освоенность им новых ролей и норм доведения. В устойчивой ситуации маргинальность характерна для социальных аутсайдеров; в период перемен это явление расширяется, захватывая многочисленные группы.

Источник: Глоссарий по социологии

Маргинальность
от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов

маргинальность
marginality лат. margo ‘край’ — термин впервые использован американским социологом Р. Парком (Robert Park, 1928). - Периферийное положение личности в обществе (например, изгои, иммигранты); неполная, лишь частичная включенность в состав определенной социальной группы. тж. маргинальный статус личности.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Маргинальность
(от лат. marginaliis – находящийся на краю). Специфическая характеристика людей, указывающая на их принадлежность к двум принципиально различающимся социальным группам, слоям или классам и выражающая особые поведенческие стереотипы (субкультуры), складывающиеся в области их взаимодействия. М. является следствием, с одной стороны, значительной культурной дистанции между социальными группами, а с другой – их длительного и всеобъемлющего взаимодействия, продиктованного объективными обстоятельствами.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ
marginality) — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Термин, возможно, впервые использовал парк (1928) для обозначения "культурного гибрида", разделяющего "жизнь и традиции двух различных групп". Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменого и т.д. См. также Новичок.

Источник: Большой толковый социологический словарь

маргинальность
1) (от лат. marginalis – находящийся на краю) – пограничное положение индивидов или групп – культурная гибридность - по отношению к двум куль турам; состояние человека или группы людей, оторванных от привычной социальной и культурной среды, находящихся в промежуточном состоянии; 2) по Р. Парку (его термин) – социально-психологические последствия неадаптации мигрантов; 3) теоретико-методологическое положение, подвергающееся критике с позиций постструктурализма и постмодернизма, которые предполагают вообще умаление различий значимого и незначимого в контексте плюрализма интерпретации текстов; 4) по Ж. Дерриде – процесс ацентризма ликвидирует традиционное доминирование господствующей культуры и, по существу, ведет к возникновению сосуществования культурного разнообразия, развивающегося по принципу ризомы; 5) по М. Фуко – нет М. в собственном смысле слова, ибо существование всех девиантов (сумасшедшие, нарушители сексуальной морали и т.д.) обусловлено в конечном счете конкретно историческим дискурсом. - Литература: Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социс, 1996. № 8; Попова И.П. Маргинальность в российском обществе. М., 2001; Дерида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Жак Дерида. Письмо и различие. Санкт-Петербург: Академический проект, 2000; Фуко М. Археология знания. СПб, 2004; Маргинальность // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ
от лат. margin alis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных обществ. развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. М. возникает прежде всего при миграциях. Иммигранты - самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнич. и межрасовые браки. М. характерна также для этнич. и расовых меньшинств, образовавшихся в рез-те миграций. Нередко возникал маргинальный тип личности в колониях - под воздействием европейских колонизаторов. Он появляется в развивающихся странах, подвергающихся т. наз. модернизации. Во всех случаях М. культурная переплетается с соц. стратификацией и обусловливается соц. процессами. М. сопряжена с дуальностью этнич. самосознания. В личном плане она вызывает психич. напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психич. тип во многих случаях отличался творч. потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнич. групп, нац. движений, видными деятелями культуры и т. д. Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. нашего века Р. Э. Парком, крупным амер. ученым, одним из основателей чикагской социологич. школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистом в соц.-психологич. труде "Маргинальный человек", впервые опубликованном в 1937 г. Лит.: Park R.E. Race and culture. Glencoe (111.), 1950; Stonequist E.V. The marginal man. A study in personality and culture conflict. N.Y., 1961; Zelinsky W. The cultural geography of United States. Englewood Cliffs (N.Y.), 1978. Ш.А. Богина

Источник: Российская социологическая энциклопедия

МАРГИНАЛЬНОСТЬ
(лат. margo – край, граница) – понятие, используемое в социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего тот или иной отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия «маргинальный субъект», «маргинальное пространство», «маргинальное существование», возникающие в «зазоре» между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при изменении, сдвиге или взаимопереходе структур.
В условиях переходного периода, связанного с изменением типа экономических отношений и, соответственно, изменением общественного устройства, в пограничном положении могут оказаться люди, добровольно или вынужденно меняющие свой социальный или профессиональный статус. Социальный субъект в этом случае остается маргиналом до тех пор, пока он не адаптируется к своему новому положению. Применительно к данному пониманию М. целесообразно ввести понятия «процесс маргинализации» и «период маргинализации», имеющие те или иные временные рамки, связанные с ресоциализацией социального субъекта в новом для него социальном или профессиональном статусе. Понятие М. характеризует специфичность различных социокультурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в тот или иной период правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и, тем самым, довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры.
Лит.: Park R. E. The city Chicago. – Glencoe, 1925; The collected papers of R. E. Park / еd. by Ch. Huges. – Vol. 1–3. – Glencoe, 1950–1955. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Маргинальность
понятие, введенное в научный оборот в 1928 г. американским социологом Р. Парком для обозначения социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к требованиям нового образа жизни. Впоследствии новое понятие по- лучило широкое распространение и изучалось философами, социологами, психологами, этнологами и др. Так, Э. Стоунк- вист исследовал маргинальность сугубо с культурологических позиций, а Ж. Кланфер изучал основную, по его мнению, предпосылку маргинальности - бедность, тесно связанную с безработицей. Р. Мертон понимал маргинальность как специфический случай стремления индивида к членству в значимой для него референтной группе, которая не склонна его принять. Т. Шибутани рассматривал ее в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Большинство же исследователей трактуют мар- гинальность как состояние социальной исключенности (или неполной включенности), такой позиции в социальной структуре, которая отличается высокой социальной дистанцией от доминантной культуры («на краю» общества). В России исследование маргинальности особенно актуализировалось во второй половине 90-х гг. X X в. в связи со сложившейся в стране ситуацией; появились новые понятия: маргинальная зона (среда маргинальности), маргинальная ситуация (комплекс факторов, порождающих и закрепляющих состояние маргинального индивида или группы), маргинальный статус (позиция неопределенности, в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации), маргинальный человек, или маргинал (человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей и культур, вступающий с ними в противоречия, не будучи принят ни в одну из них в качестве полноправного члена), маргинальная личность (комплекс психологических черт, характеризующих человека в условиях неопределенности), маргинальная группа (группа в обществе, характеризуемая окраинным или переходным положением), новые маргиналы (появившиеся в связи со структурными изменениями в обществе бывшие специалисты, потерявшие работу или статус и исключенные из стабильных общественных отношений, превратившиеся в изгоев, - бедные, нищие, криминальные элементы и др.). Примером типично маргинальной ситуации могут быть условия жизнедеятельности аборигенов и участников освоения нефтегазовых ресурсов Тюменского Севера в 60-80-е гг. XX в. [59, 102].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Маргинальность
от лат. margo — край) — «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная М. характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Р. Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Это понятие появилось в американской социологии в 20-е гг. XX в. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая М. возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), 4acf ичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п,) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. «Новая предпринимательская волна» в России также может быть объяснена подобными причинами.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

МАРГИНАЛЬНОСТЬ
Состояние индивида, находящегося между двумя культурами или социальными стратами, определяющее его образ жизни; характеристика явлений, возникающих в процессе взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами. Термин к социальной реальности применил Р. Парк в конце 1920-х гг. при анализе положения мигрантов в Чикаго.
В маргинальном, или промежуточном, состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворенность: от одного берега он отплыл, к другому еще не пристал. Типичный пример — эмигрант, вынужденный во взрослом возрасте заново проходить социализацию. До конца он не усваивает новые культурные ценности, нормы, правила и образ жизни; но и от старых привычек отвыкнуть полностью он не может. Особенность М. в том, что ни с одной из культур — старой или новой — равно как и ни с одной стратой или социальной общностью, из которых индивид вышел и в которую только еще входит, он полностью идентифицировать себя не может.
В американской социологии существует несколько различных концепций М. Например, Р. Мертон определяет М. как специфический случай теории эталонной (референтной) группы: М. характеризует момент, когда индивид стремится к членству в позитивной для него референтной группе, которая не склонна его принимать. Подобное состояние подразумевает двойную идентификацию, неполную социализацию и отсутствие социальной принадлежности. Социальный психолог Т. Шибутани рассматривает М. в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральными моментами в понимании М. признаются доминирование социальных изменений, трансформации социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия.
В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных (референтных) групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. Для характеристики маргинальных групп людей, оторванных от одной культуры, общества, слоя или социальной среды и не вросших корнями в другую, используют понятия “промежуточность”, “окраинность”, “пограничность”. М. понимается не только как результат межэтнических контактов и конфликтов, но и как следствие социальнополитических процессов. Маргиналами могут быть не только эмигранты, переселившиеся на постоянное место жительства в другую страну, но и выходцы из деревни (или наоборот), переселившиеся в город; нувориши, т.е. “новые богатые”, совершившие стремительную карьеру; вышедшие замуж (женившиеся) и поселившиеся среди родни своего супруга (супруги), принадлежащей к иной культуре и т.д. Маргиналам в течение всего жизненного цикла приходится проходить все 3 фазы освоения социальных ролей и усвоения культурных норм: после социализации (освоения ролей и норм родной культуры) также еще десоциализацию (деидентификация со старыми стандартами) и ресоциализацию (обучение новым ценностям и стандартам поведения). Причем две последние идут параллельно и, как правило, не завершаются.
В России возрождение интереса к концепции М., ее переосмысление и развитие связано с процессами, инициированными радикальными реформами, кризисом, глубокой социальной трансформацией общественных отношений. Маргинализация признается, с одной стороны, широкомасштабным процессом, приводящим к тяжелым последствиям для большинства масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, а с другой — ресурсом формирования новых отношений в процессе адаптации к изменившимся условиям. Маргинальный человек находится на границе различных социальных групп, общностей и культур, вступает с ними в противоречия, не принят ни одной из них как полноправный член. Маргинальная личность определяется комплексом психологических черт, характеризующих человека в ситуации неопределенности, связанной с переходом из одной группы в другую и отягощенной противоречиями социально-ролевого конфликта.
В российском обществе появились новые маргинальные группы, в которых происходят интенсивные масштабные изменения прежней системы социальных отношений, обусловленные изменившимися социально-экономическими и политическими условиями (вынужденные мигранты, специалисты депрессивных отраслей и проч.).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

МАРГИНАЛЬНОСТЬ
лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.
Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари , "генеалогия власти" Фуко , "деконструкция" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.
А.Р. Усманова

Источник: Социология: энциклопедия

МАРГИНАЛЬНОСТЬ
(лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Маргинальность - состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентации. В рамках такой структурной модели маргинальность может пониматься как положение индивида между двумя группами, делающего его более или менее чужим для обеих групп. Категория маргинальность была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. Парк говорил, главным образом, о “культурной маргинальности” и трактовал феномен маргинальности как промежуточность положения человека, волей судьбы обреченного одновременно существовать в двух разных культурных группах. С точки зрения Парка, необходимым условием возникновения маргинальных ситуаций является пространственное перемещение, мобильность, миграция. Однако сама постановка проблемы принадлежит, скорее Г.Зиммелю, впервые рассмотревшему социальный тип “чужака” как социальную универсалию. Последующие исследования (У.Г.Самнер, Э.Стоуквист, Р.Мертон, Э.Дюркгейм) показали, что культурная маргинальность - всего лишь один из видов маргинальности. Кроме этого, выделяют социальную, структурную, ролевую и другие виды маргинальности. Маргинальность трактуется не только как результат межкультурных этнических конфликтов, но и как следствие, социально-политических процессов. Кроме того, возможно более широкое, формальное понимание маргинальности как универсального культурного феномена, коренящегося в групповых условиях человеческого существования. Термин применяется и по отношению ко многим типам социальной маргинальности - при описании положения национальных и сексуальных меньшинств, людей с ограниченными возможностями и др. Социологическое понятие маргинальности характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. Явление маргинальности открывает обширное поле для изучения природы современной цивилизации, ее дисфункциональных механизмов, потенциально разрушительных как для общества в целом, так и для отдельной человеческой личности. Интенсивная плюрализация духовной жизни и стилей жизнеустройства, формирование различных субкультур, происходящая последние годы в постсоветском и, в том числе, и в таджикистанском обществе, ведет к смене культурных парадигм, результат которой характеризуется нарастающими процессами маргинализации населения (различного рода мигранты, в том числе, и вынужденные эмигранты, этнические меньшинства, нищие, инвалиды, эзотерические секты, молодежная субкультура, феминистические движения и т.д.) и расширением зоны влияния маргинальных полей культуры, которые, как правило, располагаются на “окраинах” соответствующих культурных систем, “раздвоенностью” (амбивалентностью), возникших в результате вынужденного освоения иных социальных ролей (адаптации) в процессе разнообразных социальных, экономических и политических трансформаций. Эти процессы могут быть определены как тенденция к деградации маргинализированных слоев и рассматриватся через варианты кризисной адаптации, как правило, негативной. Выделяют несколько моделей негативной адаптации: - паразитарно-иждивенческая модель - (пауперы) - характеризуется нестабильной занятостью, случайными заработками, особым способом жизнеобеспечения за счет других. Слабая степень адаптации к новым социальным условиям проявляется в отсутствии собственности, очень низком уровне доходов (нищие, просящие подаяния; бомжи, бичи, лишившиеся жилья; беспризорники - социальные аутсайдеры). Главные психосоциальные особенности этой группы: экономическая пассивность и осознанное убеждение в своем праве на гарантированную помощь государства. Особенность этой маргинальной группы заключается в том, что ее относят к “стойким” (не временным) социальным группам, имеющим свою многовековую и незавершившуюся историю, и подвергавшуюся тщательному изучению, выявлению психологических черт и анализу их субкультуры; - модель социального паразитизма. Этому виду негативной адаптации присущ противоположный способ существования, при котором социальный субъект удовлетворяет свои потребности за счет других. Эта стратегия социального поведения сопровождается подчеркнутым деконструктивизмом. Классическими проявлениями этого паразитизма являются воровство, рэкет, шантаж, отмена “ценности” труда и т.п. - т.е. данную маргинальную группу можно обозначить как “ криминальную группу” с ярко выраженной девиантной адаптацией, насильственным, незаконным присвоением материальных благ, ценностным вакуумом. Особую группу маргиналов составляют биосоциальные группы молодежи/ подростков и пенсионеров/инвалидов, находящиеся на периферии производственно процесса. Маргинализации молодежи способствует не только ущербная система социализации, блокирование каналов самореализации, но и отсутствие в ее сознании социокультурных механизмов этой самореализации, что приводит к уродливым формам самовыражения, к различным видам девиантного поведения, (наркотики, воровство, вандализм, национальная нетерпимость и др.) и дезориентации. Наиболее обездоленная группа социальной периферии - пенсионеры и инвалиды. Одиночество, изоляция и, в связи с этим, чувство своей ненужности, а также низкий жизненный уровень - два этих фактора создают постоянно действующую стрессовую ситуацию, делая эту группу маргинализированного населения наиболее уязвимой для самого процесса маргинализации. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, анемия, экстремизм. Общая черта этих процессов - окружение травмирует личность, которая пытается адаптироваться в меняющемся обществе, но эти попытки являются в различной степени, патологическими/негативными. Трансформационные процессы в современном Таджикистане повлекли смешение психологических, политических, экономических, религиозных мотивировок маргинализации, что позволяет говорить о зыбкости, подвижности социальных статусов и характеризовать всю социальную систему как динамическую и качественно новую.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
147.72 кб

Феномен молодежной субкультуры и ее маргинальность

Эррера Л. М.
Рассмотрены условия и предпосылки появления молодежных субкультур, а также выявлены основные факторы, определяющие ее маргиналъностъ по отношению к базовой, официальной культуре.
Читать PDF
247.72 кб

Маргинальность как понятие. Методологические перспективы в историческом исследовании

Сайнаков Николай Александрович
Рассматривается проблема использования понятия маргинального в исторической науке. Дается обзор появления понятия маргинальное™ в социальных науках, оценка его сегодняшней методологической состоятельности.
Читать PDF
121.33 кб

Этническая маргинальность как причина конфликтности межэтнического взаимодействия в трудовом коллект

Степанова Анастасия Александровна
Описаны проблемы изучения этнической маргинальности личности и конфликтности межэтнического взаимодействия. Указано на необходимость разработки концепции преодоления этнической маргинальности личности.
Читать PDF
2.89 мб

Культурная маргинальность как феномен Российской молодёжи

Мельникова Елена Ивановна
В статье рассматривается молодёжь в качестве социокультурного субъекта, оказавшаяся в типично маргинальной ситуации, которая определяется кризисом на этапе становления идентичности.
Читать PDF
204.46 кб

Миграция и маргинальность в контексте социологии социального пространства

Лапшина Наталья Игоревна
В статье освещены теоретические вопросы исследования маргинальности мигрантов. Даны определения миграции и маргинальности, их основные характеристики, методологические подходы к исследованию.
Читать PDF
320.36 кб

Маргинальность современного бытия

Дедюлина Марина Анатольевна
Статья посвящена проблемам культурной маргинальности.
Читать PDF
355.54 кб

К определению понятия «Гендерная маргинальность»

Антонова Наталья Викторовна
Предпринимается попытка ввести в научный наоборот термин «гендерная маргинальность», приводится типология данного феномена и сферы его проявления в социокультурных отношениях.
Читать PDF
410.08 кб

Культурная маргинальность и ее место в развитии культуры

Бобер Жанна
В статье раскрывается сущность феномена культурной маргинальности через исследование соотношения традиции и новации в культуре.
Читать PDF
103.41 кб

Маргинальность как педагогический феномен в современной России

Дёгтева Дина Викторовна
В данной статье автор анализирует маргинальность как педагогическое, правовое и социальное явление, делая акцент на воспитательно-образовательной парадигме.
Читать PDF
0.00 байт

Маргинальность как особенность процессов муниципальной жизни

Чудасова Л. А.
В статье раскрыто влияние маргинальности общества на социально-экономическое развитие общества в муниципальных образованиях и на эффективность муниципального управления.
Читать PDF
287.77 кб

Андеркласс и маргинальность: сравнительный анализ современных теорий и Чикагской концепции

Гусев Алексей
В данной работе производится сравнительный анализ современных исследований нижних слоев и работ социологов Чикагской школы, посвященных бедности и девиации.
Читать PDF
243.66 кб

Ландшафты глобального урбанизма: власть, маргинальность и креативность промежуточная конференция 21-

Харламов Никита
Читать PDF
227.74 кб

«Маргинальность» текстового анализа, или проблемы социологического «Чтения»

Троцук Ирина
Вторую половину ХХ века ознаменовала целая серия так называемых «поворотов» лингвистический, нарративный, биографический и визуальный поворот обозначили смену исследовательских акцентов в рамках социально-гуманитарного познания.
Читать PDF
481.78 кб

Маргинальность как культурный фактор формирования корпоративной культуры организации

Чудасова Л.А.
В статье рассматривается проблема трансформации индивидуальных ценностей работников в корпоративную систему ценностей организации.
Читать PDF
0.00 байт

Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося

Наира Акопян
Всестороннее изучение маргинальности как многослойного социокуль-турного и социально-психологического явления становится насущным и сов-ременным в преобразующихся обществах, где в результате проведения поли-тических, экономических

Похожие термины:

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ

    одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание. Обычно сопровождает процессы аккультурации и ассимиляции, характерна для потомков эт
  • Объективная этнопсихологическая маргинальность

    усвоение ценностей, норм и идеалов разных культур, не вызывающее у человека ощущения кризиса личности.
  • СОЦИАЛЬНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ

    social marginality) - см. Маргиналъностъ.
  • маргинальность культурная

    cultural marginality — Совокупность особенностей жизнедеятельности индивидуумов и групп, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными система
  • маргинальное распределение частот

    Выборочная оценка плотности маргинального распределения вероятностей. Распределение частот подмножества k<K показателей из многомерного распределения частот K показателей, когда остальные K-k
  • маргинальное математическое ожидание

    Математическое ожидание маргинального распределения случайной величины
  • Маргинальное распределение

    распределение частот в том виде. в каком оно появляется в итоговых колонках таблицы взаимной сопряженности признаков.
  • маргинальное распределение вероятностей

    Распределение вероятностей подмножества k<K из множества K случайных величин, причем остальные K-k случайные величины принимают любые значения в соответствующих множествах возможных значений. П
  • Зоны маргинальности

    те сферы общества, отрасли народного хозяйства, сегменты рынка труда, а также социальные группы, где наблюдается максимально высокий уровень социально-профессиональной маргинальности.