Маркс, Карл

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Маркс, Карл

(1818—83), нем. философ, экономист и революционер. Первоначально М. находился под влиянием Гегеля. В 1840-х гг. тесно общался с радикальными демократами в Германии и Франции и стал приверженцем коммунизма; выступил с широкой критикой капитализма как системы, к-рую считал гл. источником отчуждения человека. Полагая, что экономика играет осн. роль в жизни людей, М. изменил гегелевскую формулу, согласно к-рой ход человеческой истории находится во власти мирового духа, и разработал теорию, известную как материалистическое понимание истории (материализм), к-рая стала основой марксизма. М. гл.об. изучал экономику капитализма, стремясь показать ее неизбежно кризисный и эксплуататорский характер. Эконом, анализу кап. об-ва он посвятил свой труд Капитал (1867), полностью изданный Фридрихом Энгельсом в 1885— 94 гг. В своих публицистических работах М. рассматривал совр. ему полит, события с классовой т.зр. Иногда сам активно участвовал в раб. и соц. движении, в частности в 1864 г. способствовал созданию Международного товарищества рабочих (1-й Интернационал). После смерти М. его многочисл. труды оказали значит, влияние на соц. движение и политические партии во всем мире.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Маркс, Карл

1818-1883) - соц. мыслитель, философ, экономист. Главное в социальном учении К. Маркса - идея материалистич. понимания истории. Эта идея впервые в истории социологич. мысли исходит из того, что экономические отношения выделются как структура об-ва, что согласно М. позволяет установить объективные критерии значимости соц. фактов. С созданием теории обществ. формаций, разработанной М., появилась возможность рассматривать каждую стадию обществ. развития и ее реальной целостности как особый соц. организм. Обществ. формация - основа того обществ. бытия, к-рое, с одной стороны, определяет сознание, характер содержания соц. деятечьности людей, а с др. - само является ее рез-том. Переход от одной общественной формации к другой объясняется теорией конфликта, высшим проявлением которого является классовая борьба и социальная революция. В этом суть соц.-историч. детерминизма (к-рый ни в коем счучае не тождествен экономич. редукционизму) Соц. детерминизм М. - это одна из теорий, объясняющих процессы взаимодействия об-ва и личности. Она противостоит рассуждениям об об-ве и личности вообще. Так, "пороки" об-ва детерминируются не "испорченностью" человеческой природы, а самим об-вом. Признание объективной неизбежности историч. процесса перехода об-ва от одного качественного состояния к другому не означает отрицания сознательной деятельности, участия людей в ломке старых и создании новых обществ. отношений. Напротив, научн. понимание объех-тивных закономерностей развития и функционирования об-ва создает предпосылки для действительно созидательной, целеустремленной деятельности человека. Соч.: Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К Энгельс Ф. Соч. Т. 8; Гражданская война во Франции. Так же. Т. 17; Критика Готской программы. Там же, т. 19; Формы, предшествующие капиталистическому производству. Там же. Т. 46. Ч. I; Капитал. Там же. Т. 23-26, 46. я I-II. Г.В. Осипов

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Маркс, Карл

1818-1883) - немецкий социальный философ, социолог, экономист, публицист, революционер. Маркс родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Исследователи отмечают встречающиеся в его трудах двусмысленности, неясности в определениях, связывая это с тем, что Маркс соединил в себе черты ученого, стремящегося к истине и революционера, проявлявшего нетерпение. Наиболее важными для социолога работами Маркса являются: "Манифест Коммунистической партии" (1848 г. - совместно с Ф.Энгельсом), "Капитал" (1867, 1885, 1894), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852), "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "К критике политической экономии. Предисловие” (1859). Социальный мир, по Марксу, это материальная структура отношений, недоступная наблюдению, но то, что наблюдаемо, должно быть объяснено через структуру этих отношений. Общество - это не субъект, способный действовать, историю творят люди, включенные в структуру материальных отношений. Маркс убежден в причинности развития общества, в универсальности и неизменности законов его развития, в том, что все общества пройдут одни и те же стадии. Социология Маркса, тем не менее - активистская социология, т.к. он утверждал, что законы реализуются только через деятельность людей. Маркс - основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории. В социально-экономическом анализе капитализма Маркс задается двумя главными вопросами: какова целостная теория общества и какова эволюция капиталистического общества? Маркс создал экономическую интерпретацию истории, положив в основу развития общества движение производительных сил общества. Идея диалектики производительных сил и производственных отношений подсказала Марксу и место классовой борьбы и социальных революций в истории. Социальную структуру Маркс рассматривает в широком и узком смыслах, подходя по-разному к понятию "общественный класс" и не дав ему строгого определения. Следует отметить и теорию отчуждения Маркса, в которой он решал волновавшую его проблему происхождения эксплуатации человека человеком. По мнению многих исследователей творчества Маркса, общая парадигма материалистического понимания истории ждет пока адекватной формулировки.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

Маркс Карл
(1818–1883). Вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне. Согласно марксистской теории общества базисными в социальном развитии являются производственные, экономические отношения. При этом признается воздействие на ход истории и многих других факторов, таких как политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Но главным образом развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и прежде всего производительными силами, вместе с их изменениями меняется весь способ производства, а вместе со способом производства - все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества. Именно анализ производственных отношений дал возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в различных странах, понятием общественной формации, которое явилось результатом конкретно-исторического подхода к обществу. Общественная формация - это сложившаяся на основе данного производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Во-первых, это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и, во-вторых, закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур. И генетические, и структурные законы и закономерности являются результатом стечения различных исторических фактов и обстоятельств, характерных для данного вида общества. Таким образом, социологическая теория К. Маркса сочетает в себе понимание общества как системы (понятие формации, способ производства как основа социальной структуры, принцип детерминизма) с диалектико-историческим пониманием развития (развитие как борьба противоположностей, классовая борьба как способ разрешения антагонистических противоречий и др.). Именно диалектика отличает исторический материализм Маркса от вульгарного «экономического материализма», абсолютизирующего роль экономических отношений. Маркс и Энгельс создали концепцию истории становления и развития основных капиталистических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Социологический интерес представляет так же марксистское учение о классах и социальных группах современного им общества (пролетариат, буржуазия, крестьянство).

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

Маркс, Карл

MARX, Karl) (1818-1883) Революционер и социальный теоретик. Родился и получил образование в Германии. По завершении образования Маркс женится и занимается журналистикой, однако, будучи не в состоянии найти постоянную работу, в 1843 г. переезжает в Париж. Там он близко сходится с эмигрантами-радикалами, становится социалистом и знакомится с Ф.Энгельсом, который стал его другом и соратником на всю жизнь. Высланный в 1845 г. из Франции, Маркс переезжает в Брюссель и после путешествия по Европе в конце концов поселяется в Лондоне в 1849 г. Здесь он провел оставшуюся часть своей жизни в бедности, занимаясь политической деятельностью и написанием книг, в финансовом отношении во многом поддерживаемый Энгельсом и случайной журналистской работой. Основными социологически значимыми работами Маркса являются «Немецкая идеология» (Marx and Engels, 1845b), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (Marx and Engels, 1848), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Капитал» (1867, 1885, 1894) и две посмертные публикации — «Экономическо-философские рукописи 1844 года» (1964) и «Экономические рукописи 1857-1858 годов» («Grundrisse», 1973). Работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии, одинаково часто являясь объектом критики и источником вдохновения. В его творчестве выделяются пять важных социологических областей. (1) В своих ранних работах Маркс развивал понятие отчуждения. Одно из значений, которыми он наделял этот термин, заключалось в отчуждении труда, когда человек оказывается занятым работой, навязанной ему другими. Эта тема проходила через все последующее творчество Маркса. (2) Более всего Маркс известен своими взглядами на отношения между экономической жизнью и другими социальными институтами. Часто говорится об экономическом детерминизме Маркса, согласно которому характер общества определяется характером организации экономики и собственностью на средства производства. Это неверная трактовка. Хотя Маркс и считал, что человеческий труд составляет основу социальной деятельности, он полагал также, что социальные институты, такие, как государство или семья, относительно независимы в своем развитии от экономики и даже оказывают на нее влияние. Эти взгляды Маркса представлены в его теории базиса и надстройки. (3) Несмотря на то, что на Маркса определенным образом повлияло изучение антропологии, и что его интересовало первобытное состояние человеческого общества, он прежде всего занимался анализом обществ, организованных в социальные классы. Основанием деления общества на социальные классы являются, с его точки зрения, производственные отношения в сфере экономики. Те, кто владеет средствами производства, контролирует их и может присваивать продукты производства, составляют один класс, тогда как те, кто полагается лишь на собственный труд, составляют другой. Форма производственных отношений варьируется от общества к обществу, порождая различные классовые отношения. Например, в капиталистических обществах отношения между капиталистами и рабочими основаны на контроле капиталиста как над производительными силами, так и над продуктом. Капиталист может решать, каким образом использовать оборудование, контролировать трудовой процесс и присваивать продукт, каким бы ни был последний. В обществах же феодальных феодал не имеет непосредственного контроля над средствами производства, которые остаются в руках крестьянина, однако он может присваивать произведенный продукт. По Марксу, основной моделью таких обществ является структура, состоящая из двух классов. Тем не менее, он утверждал, что в любом реальном обществе картина оказывается более сложной, когда существует несколько классов, включая те, что остались от предшествующих стадий общества. Серьезную критику вызывает применение марксова анализа социального класса к современным капиталистическим обществам. Это связано с трудностью определения места среднего класса в рамках его схемы, а также определения класса лиц, владеющих средствами производства и контролирующих их в условиях все более заметного перехода собственности на капитал к институтам, таким, как пенсионные фонды. Согласно Марксу, производственные отношения всегда предполагают конфликт, поскольку собственники средств производства — например, капиталисты в капиталистическом обществе — в сущности эксплуатируют рабочих, присваивая продукт их труда. (4) Развитие идеи конфликта или противоречия в самой природе классового общества привело также к созданию теории социального изменения. Маркс утверждает, что «движущей силой истории» является классовая борьба: растущий класс капиталистов сверг феодальную аристократию и точно так же будет свергнут рабочим классом или пролетариатом. При видимости равенства капиталистическое общество, по его мнению, поляризуется, и рабочий класс становится все беднее и беднее. Очевидно, что социальное изменение не следует автоматически за изменениями в экономической структуре, для этого необходимо активное вмешательство людей в виде классовой борьбы. Историческое изменение имеет форму последовательности обществ, в которых господствуют различные способы производства. Примерами являются феодализм и капитализм, каждый из которых отличается более высокой степенью технологического контроля над природой по сравнению с предшествующими обществами. Марксов анализ классовой борьбы и социального изменения стал предметом ожесточенных споров. Утверждалось, что классовая борьба не имеет отношения к переходу от одного общества к другому, и что в настоящее время отсутствуют признаки надвигающихся дезинтеграции, поляризации и прогрессирующего обнищания рабочего класса, особенно в современном капиталистическом обществе. (5) Маркс был прежде всего теоретиком капиталистического общества. В «Капитале», своем наиболее объемном труде, Маркс детально рассматривает его экономические механизмы, разрабатывая трудовую теорию стоимости, теорию накопления капитала и анализируя возможности внутреннего крушения капитализма. В «Капитале» рассматриваются и такие вопросы, как товарный фетишизм и видимость и реальность, недавно приобретшие важное значение. См. также: Альтюссер; Буржуазия; Детерминизм; Идеология; Исторический материализм; Капитала фракции; Капитала функции; Класс; Марксистская социология; Периодизация; Политическая экономия; Правящий класс; Практика; Прибавочная стоимость; Рабочая сила; Разделение труда; Рынок труда; Социалистические общества; Способ производства; Трудового процесса подход; Трудовой процесс. Лит.: Craib (1997)

Источник: Социологический словарь

Маркс, Карл

1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835-1841). Докторская степень философского факультета Йенского университета (1841). Основные сочинения: "К критике гегелевской философии права. Введение" (1843); "К еврейскому вопросу" (1843); "Экономическо-философские рукописи" (условное название необработанных черновиков молодого М., написанных в 1844, опубликованы в 1932 одновременно Д. Розановым и на немецком языке под названием "Исторический материализм" С. Ландшутом и И. Майером); "Святое семейство" (1844-1845); "Немецкая идеология" (1845-1846); "Нищета философии: реплика на книгу Прудона "Философия нищеты" (1847); "Манифест коммунистической партии" (совместно с Энгельсом, 1848); "Классовая борьба во Франции" (1850); "Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта" (1852); "К критике политической экономии. Предисловие" (1859); "Господин Фогт" (1860); "Капитал" (тт. 1-3: 1 том опубликован в 1867, 2-й - в 1885, 3-й - в 1894); "Гражданская война во Франции" (1871); "Критика Готской программы" (1875) и др. (В 1905-1910 Каутский отредактировал и издал под названием "Теории прибавочной стоимости" 4-томные заметки и черновые наброски М. - видимо, предполагавшийся им 4 том "Капитала").
Адекватный анализ содержания работ М. затруднен рядом нетрадиционных (для процедур историко-философских реконструкций) обстоятельств: 1) Десятки тысяч профессиональных ученых и просветителей конца 19-20 вв. обозначали собственную философско-социологическую и иногда даже профессиональную принадлежность как "марксист", тем самым стремясь присвоить себе исключительное право "аутентичной" трактовки концепции М. 2) Отсутствие объемлющего корпуса опубликованных произведений, ряд из которых (особенно в СССР) в процессе переизданий подвергались существенным трансформациям идеологического порядка. 3) Придание учению М. статуса одного из компонентов государственной идеологии, в одних случаях, и опорного элемента идеологий политических движений - в других, неизбежно результировалось, соответственно, либо в его упрощении и схематизации для усвоения народными массами, либо в его бесчисленных модернизациях и эстетизациях гурманами от политики. 4) "Разноадресность" работ М., могущих выступать и как предмет полемики в ученых кругах ("Капитал"), и как пропедевтические заметки для близких по устремлениям неофитов ("Критика Готской программы", статьи в периодической печати). Столь же условное, сколь и распространенное в неортодоксальной марксоведческой традиции вычленение творчества "молодого" (до "Немецкой идеологии" и "Манифеста...") и "зрелого" М. не может заретушировать то, что несущей конструкцией всей его интеллектуальной деятельности оставалась высокая философская проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. (Хотя этот вопрос из проблемного поля философии истории М. нередко пытался решать не совсем адекватным социологическим и экономическим инструментарием.)
Как социолог основную задачу своего творчества М. видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы через теоретическую реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода. В отличие от Конта, исследовавшего индустриальные общества и трактовавшего противоречия между предпринимателем и рабочим как преходящие, М. изначально постулировал их значимость как центральных в социуме, более того - как ведущего фактора социальных изменений. Таким образом, по М., социально-философское исследование противоречий современного ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами об его исторических судьбах. (М. не употреблял в своих трудах понятия "капитализм", ставшего популярным на рубеже 19-20 вв.) Полагая человеческую историю историей борьбы между собой больших общественных групп ("Манифест..."), М. пришел к выводу о том, что эволюция производительных сил буржуазного общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом роста богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Революция последнего, по мнению М., будет впервые в истории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. "Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть, в собственном смысле слова, - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".
Сформулировав всеобщую теорию общества ( Исторический материализм), М. не сумел корректно преодолеть заметный европоцентризм своей концепции, оставив открытым вопрос о соотношении "азиатского", с одной стороны, и античного, феодального и буржуазного способа производства, с другой. (Это позволило в дальнейшем некоторым критикам М. не без оснований проинтерпретировать главную особенность "азиатского" общественного устройства - зависимость всех без исключения трудящихся от государства, а не от класса эксплуататоров - как закономерный итог марксовой идеи обобществления средств производства и, следовательно, как реальную перспективу социальных экспериментов такого рода.) Исторический опыт показал, что в индустриальном обществе (тем более планируемом) немыслима редукция политической организации к экономической системе. Даже в качестве экономических мечтаний идея "превращения пролетариата в господствующий класс" не может выступить моделью аналогичного переустройства властных и управленческих институтов, обязательно основанных на разделении труда. Революционный императивизм неизбежного саморазрушения буржуазного строя в границах своей философско-социологической доктрины М. выводил из концепции всевозрастающей пауперизации населения, сопряженной с ростом производительных сил общества. Эта идея, дополняемая тезисами о "технологической" безработице и росте "резервной армии" труда, оказалась не вполне корректной как в экономическом, так и в историческом аспектах. (Хотя, безусловно, ведущие "болевые точки" буржуазного общества именно 19 в. М. обозначил точно.)
Сформулированный "молодым" М. вопрос путей и средств достижения человеком, искалеченным общественным разделением труда, гармоничной целостности, обрел более счастливую судьбу. Выступив в дальнейшем в облике проблемы человеческого отчуждения и самоотчуждения (предпосылку которых М. усматривал в частной собственности на средства производства и анархии рынка), эта идея спровоцировала появление весьма мощной интеллектуальной традиции, в значительной мере обусловившей состав доминирующих парадигм человековедения 20 ст. Не будучи особо влиятельными при жизни М., его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию (зачастую весьма кардинальную): А. Лабриола в Италии, Г. Плеханов и В. Ленин в России, К. Каутский и Р. Люксембург в Германии и др. - стали смысловым, доктринальным и моральным ядром идеологий, теорий и программ деятельности практически всех революционистских движений 20 в., провозглашавших собственные мессианизм и социальную исключительность. Организациям такого типа оказался более чем приемлем потаенный дискурс доктрины М.: мир людей атрибутивно делим на "своих" и "несвоих", находящихся в состоянии антагонистического конфликта; ситуация эта кардинально разрешима только через захват "своими" государственной власти. Достижим последний посредством "перманентной" революции, т.е. гражданской войны планетарного масштаба. также: "Немецкая идеология" (Маркс, Энгельс).
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Маркс, Карл

Marx, Karl) (1818-1883) - немецкий философ, экономист и революционер. Еврей по происхождению, он родился в Трире, получил образование в университетах Бонна и Берлина, где изучал философию и право. В Берлин он прибыл под сиянием философии Гегеля и сошелся с группой радикальных демократов, пытавшихся сформулировать критическую сторону этой философии для нападок на прусское государство. Эта связь стоила Марксу поста в университете. Так он начал карьеру независимого ученого, журналиста и политического активиста. Он следовал ей в Германии, в путешествиях по Европе с 1843 г. и после этого в Лондоне, где обосновался в 1849 г. В 1864 г. он участвовал в учреждении Международного товарищества рабочих (1-й Интернационал). Главные его работы (иногда написанные в соавторстве с Энгельсом) включают: "Нищету философии" (1847), "Манифест коммунистической партии" (1848), "Crundisse" ("Экономические рукописи 1857—1858 гг.", впервые вышедшие только в 1939—1941 гг.), "к критике политической экономии" (1859), "Капитал" (том 1, 1867, с томами 2 и 3, изданными после смерти). Традиционно считается, что учение Маркса происходит от трех главных источников: (а) французской социалистической мысли, не в последнюю очередь от идей Сен-Симона; (б) философии Гегеля, принципы которой он изменял, хотя никогда полностью не отрицал; (в) английской политической экономии, на которой Маркс основывался, но не вышел за ее пределы. Кроме того, опыт социальных условий, полученный в путешествиях, контакты с радикальными и коммунистическими группами и людьми, особенно Энгельсом, с которым его связывала пожизненная дружба и интеллектуальное товарищество с 1846 г., сыграли роль в превращении Маркса из радикального демократа в коммунистического революционера. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себе несколько целей. Вкратце, он пытался: (а) понять и объяснить положение человека, каким видел его в капиталистическом обществе; (б) вскрыть динамику этого общества и снять покров с его внутреннего функционирования и воздействия на человеческие отношения; (в) обрести теоретическое понимание действия механизмов всего процесса исторического изменения, в котором капитализм был лишь одной из фаз. Эти проекты были реализованы, не всегда несовершенным образом, в философских, экономических и политических произведениях Маркса. Они не были в строгом смысле социологическими чего Маркс и не утверждал. Однако его мысль оказала глубокое воздействие на развитие социологии, дав отправную точку широким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую реакцию со стороны немарксистских ученых. Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения. Поэтому он не колебался в том, чтобы поставить социальную науку на службу целям социального освобождения. По существу, он считал, что положение человека при капитализме (см. Капитализм и капиталистический способ производства) характеризовалось отчуждением, то есть оторванностью людей от своего мира, труда, продуктов, товарищей и самих себя. Отчуждение не часто фигурировало в его более позднем творчестве, касающемся анализа внутренних механизмов капиталистической экономики, развивавшейся вопреки объяснению теории истории, известной как "материалистическое понимание истории" (см. Исторический материализм). Теория опирается на следующее представление: экономика оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а также о своем обществе. Прежде чем философствовать, играть в политику, создавать произведения искусства и т.д., им необходимо произвести предметы первой необходимости, вступив в социальные производственные отношения (см. Производственные отношения). Согласно Марксу, экономические отношения составляют основу общества, имеющую надстройку из неэкономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой (см. Базис и надстройка). Именно на оценке этого аргумента критики иногда считали Маркса экономическим детерминистом. Правда, хотя иногда и неопределенно, Маркс и Энгельс настаивали на способности неэкономических институтов — государства, религии и т.д. — играть относительно автономную роль в социальном развитии. Но, в "конечном счете" именно производственные отношения оказывают решающее воздействие, ибо становятся классовыми, представляющими собой основу, как социальной структуры, так и социального изменения. Таким образом, класс — фундамент анализа. Как ни странно, Маркс никогда так и не дал ему четкого определения. Ясно, что это — экономическая категория; классы формируются группами людей, объединенных общими интересами, поскольку у них одинаковое отношение к средствам производства. Классы формируются только тогда, когда производственная деятельность общества дает прибавочный продукт выше потребностей пропитания его членов. Господствующая группа способна вырвать силой собственность и контроль над средствами производства, превратившись в правящий класс или господствующий класс. Последний присваивает для собственного потребления прибавочный продукт, произведенный остальной частью общества, члены которого — подчиненный класс, вынужденный отдавать свой труд в распоряжение имущей группы. Маркс называет процесс извлечения прибавочного продукта эксплуатацией — главной среди всех форм классового общества, хотя и принимающей различные виды. Теория Маркса касается различных типов способов производства. Они понимались как последовательное развитие, приводившее к прогрессу в производительных силах человечества и, следователь но, к его власти над природой. Маркс постулировал первобытное коммунистическое ("бесклассовое") общество, которое заменят классовые общества, построенные последовательно на рабстве, феодализме и капитализме. Движущей силой замены выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В каждом способе производства производственные отношения поддерживались господствующим классом, потому что были лучше приспособлены к производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путем проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию сдерживать достижения, побуждая возникающий класс свергнуть старую систему и заменить ее новой. Так, конкретно, феодальные производственные отношения (отношения лорд-крепостной) действовали как тормоз на капитализм, рождающийся в недрах феодального общества. Капиталисты должны были уничтожить феодальные отношения и заменить их иной совокупностью отношений: они — господствующий класс, а неимущий пролетариат — подчиненный. В экономических произведениях Маркс стремился выявить внутренние пружины капиталистической системы. Проведя анализ (см. Трудовая теория стоимости; Прибавочная стоимость), он убедился, что система была расколота противоречиями, обрекавшими ее на падение по технико-экономическим причинам; нормы прибыли будут понижаться, а система — подвергаться периодическим кризисам перепроизводства (см. Кризис капитализма; Органическое строение капитала; Тенденция нормы прибыли к понижению). Однако ее окончательное крушение вызовет гарантированный антагонизм, вытекающий из конфликта интересов между рабочим классом пролетариата и капиталистической буржуазией. Маркс осознавал существование промежуточных классов в капиталистическом обществе, но общество все же поляризовалось лишь на два больших враждебных лагеря — буржуазию и пролетариат. Антагонизм следовал из объективных причин: буржуазия эксплуатировала пролетариат, платя ему меньше стоимости его труда, а из-за ее частной собственности на средства производства срывалась коллективная, социальная заинтересованность в рациональном развитии производительных сил, находившихся в распоряжении общества. Как только рабочий класс осознает эти факты, предсказывал Маркс, он станет действовать с целью свергнуть капиталистическое общество и установить новую форму бесклассового общества. Следует выделить значение "человеческого сознания" в работах Маркса. Революции происходят не автоматически, и классы должны осознать свои интересы, прежде чем могли бы сыграть историческую роль в процессе продвижения общества вперед. По мнению Маркса, сознание отражало материальные условия существования, в которых находились классы, хотя правящие были в состоянии затруднять развитие сознания у зависимых. Класс, господствующий в экономике, преобладал и в других сферах жизни, таких как государство, политика, религия и т.д. Тем самым он был способен создавать идеологию, стимулируя лжесознание, заслонявшее подчиненному классу истинную природу социальных отношений, в которые он был вовлечен. Однако Маркс предсказал возможную победу пролетариата в революции, которая возвестит о новой эре человеческой свободы. Маркс не предполагал, что его идеи станут главным фактором в Октябрьской революции 1917 г. в России в тех условиях. Это — свидетельство и их силы, и их слабости (см. также Коммунизм; Социализм; Ленин; Сталин; Сталинизм; Государственный социализм). Социальный и экономический анализ Маркса вдохновлял целые поколения политических активистов, социальных критиков и ученых. Подобно Марксу, они подчеркивали, что "буржуазная" социальная наука, социальная мысль часто ограничиваются "явлением" и не освещают истинную действительность, составляющую фундамент капиталистических экономических, а также социальных отношений. После смерти Маркса, особенно в советском марксизме, его теории служили для показа "законов движения капиталистических обществ" (см. Диалектический материализм). В Западной Европе неудачи рабочего класса в борьбе с фашизмом привели политически стойких марксистов (например, Франкфуртскую школу критической теории) к пересмотру оценки роли рабочего класса в политике. Позже марксисты продолжали существенно расходиться в интерпретации идей Маркса. Некоторые, в частности, Альтюссер, отклоняют его философские, навеянные Гегелем гуманистические аспекты ранних произведений, настаивая на важности лишь более поздних произведений, посвященных научному исследованию капиталистического общества. Другие, например, Э.П. Томпсон (1978), оспаривают это, подчеркивая как "гуманизм" Маркса, так и преемственность в его творчестве. Наследие Маркса вызвало множество возражений и резкую критику, особенно экономических произведений и оценки капиталистического общества. Классовый анализ подвергся нападкам, поскольку недостаточно учитывал рост новых групп "средних классов" или благосостояния (см. Паркин, 1979). Это предполагает также, что и его теория социального изменения и революции была ошибочной Марксисты в ответ возражали: Маркс никогда не устанавливал временные рамки для революции; реальная ценность его анализа состоит в раскрытии основных механизмов, поддерживающих капитализм. Несмотря на критику, марксистская традиция сохраняет важное и мощное влияние на социологию и социальную науку в целом. См. также Марксизм; Марксистская социология; Политэкономия Маркса.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Маркс, Карл

(5.5.1818-14.3. 1883), основоположник научного коммунизма, диалектич. и историч. материализма, науч. политэкономии, основатель и руководитель первых междунар. пролетарских орг-ций, учитель и вождь международного пролетариата.


Возникновение и утверждение со 2-й пол. 19 в. диалектико-материалистич. учения о природе и обществе, произведя коренной переворот во всех отраслях науки, стало определяющим рубежом также и в развитии науч. знаний о народонаселении. Формирование этих знаний началось в период становления капитализма в 16 - нач. 19 вв., однако действительно науч. развитие они получили только на основе революц. учения, обосновавшего историч. закономерности и пути перехода человечества от капитализма к коммунизму. Каждая из трех составных частей марксизма - философия, политэкономия и науч. коммунизм, содержит как общеметодологич. принципы изучения народонас., его роли в обществ. развитии, так и рассмотрение конкретно-историч. проблем народонас., критич. анализ бурж. концепций в данной области.

Народонас., к-рое ´...есть основа и субъект всего общественного процесса производства´ (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 726), его движение и воспроиз-во М. рассматривал прежде всего как одну из важных категорий историч. материализма в единстве его разл. аспектов: материалистич, понимания истории, общей социол. теории, методологии обществознания. Книга, с к-рой М. и Ф. Энгельс начали совместную лит. деятельность, - ´Немецкая идеология´, едва ли не открывается характеристикой значения нас. в истории, люди, нас., а также природные, геогр. условия - таковы осн. предпосылки обществ. жизни. Ее исходными фактами, или первичными историч. отношениями, являются, во-первых, произ-во материальной жизни (средств к жизни), во-вторых, порождение новых потребностей в процессе потребления и, в-третьих, произ-во собственной жизни (размножение людей, семья). Эти ´...три стороны социальной деятельности следует рассматривать не как три различные ступени, а именно лишь как три стороны, или... как три ´момента´, которые совместно существовали с самого начала истории, со времени первых людей, и которые имеют силу в истории еще и теперь´ (там же, т 3, с. 28).

Показав, что обществ. произ-во начинается впервые с ростом нас., а ´условия общественного строя совместимы только с определенным количеством населения´ (там же, т. 46, ч. 2, с. 102), М. неоднократно обращался к характеристике конкретно-историч. роли семьи, движения нас. и типов расселения в обществ. развитии. Так, ´...семья, которая вначале была единственным социальным отношением, впоследствии, когда умножившиеся потребности порождают новые общественные отношения, а размножившееся население - новые потребности, становится... подчиненным отношением и должна тогда рассматриваться и изучаться согласно существующим эмпирическим данным...´ (там же, т. 3, с. 27-28). В доклассовых обществах рост нас. был мощным средством повышения производительности труда, технич. прогресса, генезиса рабства (см. там же, с. 20, 21, 30); развитие феодализма в Европе прямо связано с малочисленностью и рассеянностью нас., что обусловило перемещение ´исходного пункта´ развития из античного города в ср. век. деревню (см. там же, с. 22); впоследствии рост нас. и его концентрация стали важными факторами развития мануфактур (см. там же, с. 55). В ´Экономических рукописях 1857-1859 годов´ М. глубоко проанализировал усложнявшуюся в ходе историч. развития диалектику взаимосвязи нас. и производств. базиса, общества. В ´Манифесте Коммунистической партии´, ´Капитале´ и др. работах М. характеризует коренные изменения в динамике и размещении нас., обусловленные капиталистич. трансформацией общества: ускорение роста нас., значит. увеличение его плотности, прогрессирующую урбанизацию, перемещение центра развития в города; обосновывает вывод о положительном в целом воздействии роста нас. на экон. воспроиз-во.

Проблема социальной детерминации воспроиз-ва нас. рассматривается М. гл. обр. в двух аспектах: во-первых, в плане критики мальтузианства и, во-вторых, в рамках разработки политэкономии. Подвергнув обстоят. критике абстрактный, внеисторич. ´закон народонаселения´ Т. Мальтуса, М. показал, что ´...всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы народонаселения´ (там же, т. 23, с. 646); ´эти различные законы следует просто свести к различным видам отношения к условиям производства или, что касается живого индивида, к условиям его воспроизводства как члена общества, ибо он работает и присваивает только в обществе´ (там же, т. 46, ч. 2, с. 101). Иными словами, не средства существования, а условия произ-ва этих средств являются условиями воспроиз-ва людей. Поэтому, хотя М. и отмечал необходимость начинать прикладной политэкономич. анализ с нас. (см. там же, ч. 1, с. 36), но сам подход к нас. ´...не как к хаотическому представлению о целом, а как к некоторой богатой совокупности многочисленных определений и отношений´ (там ж е, с. 37) возможен только в результате анализа всей системы производств. отношений людей. Именно поэтому применительно к капиталистич. общественно-экон. формации ´...основы учения о народонаселении точно так же содержатся в... первой главе о капитале, как и основы учения о прибыли, цене, кредите...´ (там же, т. 46, ч. 2, с. 32).

Политэкономич. ракурс рассмотрения проблематики народонас. и актуальность опровержения мальтузианства обусловили концентрацию внимания М. на узловом вопросе об историч. характере перенаселения. Его теория перенас. стала непревзойденным образцом историко-материалистич. анализа сложнейшей обществ. проблемы. М. доказал, что перенас. ´...представляет собой исторически обусловленное отношение, отнюдь не определяемое... абсолютным пределом, вытекающим из производительности [производства] жизненных средств, а определяемое пределами, полагаемыми определенными условиями производства´ (там же, с. 103-104). Он вскрыл генезис и механизм, социально-экон. последствия специфич. для разл. способов произ-ва форм и типов перенас.

Всесторонне исследовав проблему перенас. при капитализме под углом зрения спроса на труд, предъявляемого капиталом в процессе его воспроиз-ва, М. доказал, что наличие в бурж. обществе перенас. обусловливается накоплением капитала, к-рый ´... по мере возрастания производительной силы труда... создает увеличенное предложение труда быстрее, чем повышает свой спрос на рабочих´ (там же, т. 23, с. 650). Поэтому, с одной стороны, перенас. при капитализме относительно, а с другой -является необходимым элементом капиталистич. воспроиз-ва, поскольку обеспечивает независимость накопления капитала от естеств. воспроиз-ва рабочей силы. ´Капиталу необходима безработная (по крайней мере, относительно безработная) часть населения, т. е. относительное перенаселение, чтобы иметь всегда под рукой резервное население для роста добавочного капитала´ (там же, т, 46, ч. 2, с. 108). Отсюда вытекает экон. закон народонас. при капитализме: ´...рабочее население, производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах производит средства, которые делают его относительно избыточным населением´ (там же, т. 23, с. 645), или, др. словами, ´развитию прибавочного труда соответствует развитие избыточного населения´ (там же, т. 46, ч. 2, с. 101). В ´Капитале´ М. подробно анализирует три формы относит. перенас., рассматривает диалектику его взаимосвязей с уровнем эксплуатации, качеством жизни, абсолютным ухудшением положения пролетариата.

М. считал, что задержка или деформация обществ. развития путем создания реакц. силами препятствий для реализации присущих этому развитию историч. законов, может привести к такому положению, когда проблемы народонас. могут приобрести большую остроту, самодовлеющий характер. Особый интерес в этом отношении представляет его письмо Ф. Энгельсу от 14 авг. 1851 по поводу взглядов на устройство общества П. Пру-дона. В нем М. писал: ´Французский крестьянин, французский сапожник, портной, купец кажутся ему (Прудону - Авт.) чем-то испокон веков данным, чье существование надо принять. Но чем больше я занимаюсь этой дрянью, тем больше убеждаюсь, что преобразование земледелия... должно стать альфой и омегой будущего переворота. Иначе - прав окажется папаша Мальтус´ (там же, т. 27, с. 281).

Наряду с экон. законом народонас. капитализма, имманентным этому способу произ-ва на протяжении всего его существования, М. охарактеризовал нек-рые демографич. и экон. законы воспроиз-ва рабочей силы, свойственные первым этапам развития капитализма. К ним относятся закон быстрой смены поколений рабочих, массовое вовлечение детского труда в сферу капиталистич. эксплуатации, обратно пропорциональная зависимость смертности, рождаемости и детности от уровня заработной платы рабочих.

Первостепенное значение для разработки системы законов народонас. коммунистич. формации имеет разработанный М. подход к проблеме развития народонаселения. М. показал, что развитие богатства человеческой природы является целью коммунистич. общества и начинается ´...лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства´ (там же, т. 25, ч. 2, с. 386-87). Капиталистич. способ произ-ва, повышая производительность труда, создает материальные предпосылки для увеличения свободного времени, но основной экон. закон капитализма препятствует реализации этих предпосылок, превращая свободное время в прибавочный труд. Только коммунистич. преобразование общества способно уничтожить этот антагонизм.

Творчество М. определило решающий рубеж в формировании и развитии всей системы знаний о народонаселении, в т. ч. и ее ядра - демографии, заложило прочную основу диалектико-материалистич. теории народонаселения, исчерпывающе характеризующей народонас. как социальное явление реальной действительности, раскрывающей роль, место и значение его в обществ.-историч. процессе. Основополагающие указания К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина получили дальнейшее развитие в документах КПСС, особенно ее 26-го съезда и последующих Пленумов ЦК партии, они являются методологич. основой разработки теории народонас. развитого социализма, всех совр. проблем народонас. (см. также ´Критика Готской программы´).

Капитал, т. 1-3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23 - 25; Теории прибавочной стоимости, там же, т._26, ч. 1 - 3; Экономические рукописи 1857 - 1859 гг., там же, т. 46, ч. 1, 2; Экономическая рукопись 1861 - 1863 гг., там же, т. 47; Вынужденная эмиграция, там же, т. 8; Немецкая идеология, там же, т. 3 (совм. с Ф. Энгельсом).

Энгельс Ф., Карл Маркс, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 16; его же, Карл Маркс, там же, т. 19; его же, Набросок надгробной речи на могиле Маркса, там же; Ленин В. И., Карл Маркс, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; Воспоминания о Марксе и Энгельсе, М., 1956; Карл Маркс. Биография, 2 изд., М., 1973; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с франц., М., 1976; Система знаний о народонаселении, М., 1976, разд. 1; Шелестов Д. К., Демография: история и современность, М., 1983, с. 108-21.

Н. В. Зверева, С. Ф. Иванов

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.26 мб

200-летие Карла Маркса

Горчакова Татьяна Евгеньевна
В статье представлены итоги международной научной конференции «Маркс 200: идеи Карла Маркса о связи между социальной справедливостью и демократией и их актуальность», организованной Институтом философии Вьетнамской Академии общест
Читать PDF
633.30 кб

КАРЛ МАРКС И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА

Дудник Сергей Иванович
В статье рассматривается связь философии Маркса с проблемой гуманизма в том ее виде, в каком она возникает в послевоенной западноевропейской философии. Марксистская традиция в это время раздваивается на сциентизм (Л. Альтюссер, М.
Читать PDF
394.95 кб

ЧЕГО МЫ НЕ ХОТИМ ЗНАТЬ О КАРЛЕ МАРКСЕ?

Ципко Александр Сергеевич
В статье предпринята попытка оценить учение К. Маркса в контексте современных представлений об истории экономической науки. Автор анализирует работы предшественников Маркса: Сен-Симона, Рикардо, Смита и др.
Читать PDF
233.48 кб

КАРЛ МАРКС, МАРКСИЗМ И «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС»

Есип Игорь Михайлович
Во второй половине XIХ века активизировалась деятельность женщин по борьбе за равные права с мужчинами, приведшее к появлению такого движения как феминизм.
Читать PDF
5.78 мб

КАРЛ МАРКС КАК МЫСЛИТЕЛЬ И РЕВОЛЮЦИОНЕР

Саввинов Андрей Саввич
После распада СССР казалось, что учение Маркса об обществе навсегда станет достоянием только истории интеллектуальной мысли. В XXI веке ученые западных стран неожиданно проявили огромный интерес к творческому наследию К. Маркса.
Читать PDF
397.25 кб

Карл Маркс - мыслитель и творец будущего

Черешнев Валерий Александрович, Иваницкий Виктор Павлович
В статье говорится о Карле Марксе, выдающемся мыслителе, который благодаря своим познаниям в области философии, истории, экономического прошлого сумел предсказать этапы и формы экономического, социального и, в значительной степени
Читать PDF
463.47 кб

Утопия и революция: к идеям Карла Маркса

Грегори Ричард Клейс
1516, 1818 и 1917 гг. отмечены тремя великими событиями в календаре спекуляций вокруг утопий. Рождение Карла Маркса и годовщина большевистской революции явно переплетаются.
Читать PDF
9.35 мб

Проблемы познания в работах карла Маркса

Филатов В.П.
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса, полтора века прошло со времени выхода первого тома «Капитала».
Читать PDF
178.79 кб

Проблема идеологии в творчестве Карла Маркса

А. Б. Баллаев
Читать PDF
543.03 кб

ИДЕЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В УЧЕНИИ КАРЛА МАРКСА

Межуев Вадим
Читать PDF
578.88 кб

Философия практики Карла Маркса и материализм

Кондрашов П.Н.
Показано, что философия К.
Читать PDF
5.41 мб

Карл Маркс: стратегическое осмысление истории

Читать PDF
381.61 кб

Гуманистические идеи Карла Маркса и педагогика

Кoндрашов Петр Николаевич, Кручинина Анна Вадимовна
Читать PDF
836.51 кб

КАРЛ МАРКС И МАРКСИЗМ В РЕЛИГИОЗНОМ "ИЗМЕРЕНИИ"

Антипов Георгий Александрович
Помещение Маркса, вкупе с марксизмом, в религиозный контекст может показаться странным, по крайней мере, той части человечества, которая ещё помнит про «опиум для народа» и «вздох угнетённой твари».
Читать PDF
418.67 кб

КАРЛ МАРКС - ОСНОВОПОЛОЖНИК РЕВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ

Осинский Иван Иосифович
5 мая с. г. исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса, великого ученого и общественного деятеля, ставшего основоположником коммунистической теории, оказавшего огромное влияние на мир, тенденции его развития.

Похожие термины:

  • МАРКС Карл Генрих

    (1818– 1883) немецкий политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Социальная структура общества, концепция социального изменения, специфика общественных конфликтов — все это осмысля
  • МАРКС КАРЛ ГЕНРИХ (1818–1883)

    Немецкий философ, экономист, общественный деятель. Им были разработаны принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теория прибавочной стоимости, проанализировано