МАРКУЗЕ Герберт

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Маркузе Герберт
Marcuse, Herbert) (1898—1979), нем. философ, к-рый, спасаясь от нацизма, перебрался после 1934 г. в США. Принадлежал к Франкфуртской школе. М. выступал за радикальные социальные перемены и в 1960-х гг. был культовой фигурой для рев. студентов и новых левых. Кн. М. Эрос и цивилизация (1955) была смелой попыткой синтезировать идеи Фрейда и Маркса. По словам англ, философа Энтони Куинтона, он был так же предан эротическому освобождению бессознательного от гнета рационального сознания, как и рев. освобождению масс от полит, и эконом, господства кап. правящего класса. Своей известностью М. обязан в первую очередь анализу репрессивной природы совр. об-ва - кап. (Одномерный человек, 1964) или ком. (Советский марксизм, 1958).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт
1898-1979) - нем.-амер. философ и социолог, один из виднейших представителей школы франкфуртской (см.). М. выстраивает леворадикальную версию "индустриального об-ва", опираясь на "фрейдо-марксистские" предпосылки. Согласно М., современное "индустриальное", или "позднекапиталистич.", об-во обеспечивает лояльность своих "функционеров" (им же подавляемых и угнетаемых) тем, что формирует у них соответствующую ему "структуру влечений", "витальных потребностей", не выходящих за социокультурные рамки этого об-ва. А это значит, что и революция против такого об-ва могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы она учитывала характер антропологич. структуры человеческих потребностей: соц. революция превратилась бы в "антропологич.", прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений здесь в духе З. Фрейда считаются сексуальные влечения. Соч.: Одномерный человек. М., 1994; Эрос и цивилизация. Киев, 1995. Ю.Н. Давыдов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Маркузе, Герберт
1898-1979) - немецко-американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы неомарксизма, работал во Франкфуртском институте социальных исследований, с 1934 г. жил и работал в США, будучи экспертом по "советскому марксизму". Маркузе разработал социальную философию современного "индустриального общества”. Успешность революции против такого общества могла быть возможной только при условии затрагивания ею "антропологической структуры" человеческих потребностей: социальная революция должна превратиться в сексуальную, поскольку основой всех влечений (в духе Фрейда), Маркузе считал сексуальные. Эта проблема волнует его на протяжении 50-60-х гг., решается она в работах "Одномерный человек" (1964), "Эссе об освобождении" (1969), и др. В них Маркузе возлагает надежды на антропологическом уровне - на подавление современным обществом эротических влечений, на уровне культуры - на авангардистское искусство, выражающее бунт этих влечений против репрессивной культуры, на социальном уровне - на общественные группы, еще не интегрированные современным буржуазным обществом (люмпены, молодежь, национальные меньшинства и пр.). Огромная популярность Маркузе во второй половине 60-х гг. сменилась отмежеванием его от "левых радикалов"; внесением корректив в концепцию ("Контрреволюция и бунт", 1972) и падением ее на всем протяжении 70-х гг.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

МАРКУЗЕ Герберт
MARCUSE, Herbert) (1898-1979) Маркузе получил образование в Берлинском и Фрайбургском университетах. Значительное влияние на него оказала феноменология Э.Гуссерля и М.Хайдеггера. В 1934 г., покинув нацистскую Германию и оказавшись в США, он присоединился к Франкфуртской школе в Колумбийском университете. Для Маркузе, подходившего к марксизму с точки зрения феноменологии и критической теории, центральным был вопрос о возможности аутентичного существования в условиях индустриального капитализма. Например, в работе «Одномерный человек» (Marcuse, 1964) он утверждал, что современные общества порождают искусственные потребности, способствующие выработке у рабочего класса ложного сознания. Последнее заставляет гнаться за потребительскими товарами, отвлекая от реализации классовых интересов. В работе «Эрос и цивилизация» (1955) Маркузе пытался интегрировать идеи Фрейда и Маркса, утверждая, что цивилизация посредством продолжительного труда препятствовала развитию человеческого счастья. Его интерпретация идей Фрейда была оспорена Э.Фроммом (Fromm, 1993) на том основании, что Фрейд был консервативным, а не революционным мыслителем. В «Опыте об освобождении» (1969) отражены критические взгляды Маркузе на американскую либеральную демократию. Столь же критически он относился и к советскому обществу («Советский марксизм», 1961). Маркузе известен также своими полемическими исследованиями философии («Разум и революция», 1954) и социологии («Негации», 1968). См. также: Марксистская социология.

Источник: Социологический словарь

МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ
Marcuse, Herbert) (1898—1979) — влиятельный немецкий философ и социальный теоретик. Маркузе изучал философию в университетах Берлина и Фрайбурга (в последнем с ведущими немецкими философами Гуссерлем и Хайдеггером). Он стал членом Института социального исследования (позже упоминавшегося как Франкфуртская школа критической теории) в 1933 г. и эмигрировал вместе с другими его членами в США после прихода нацистов к власти. Маркузе продолжал связывать себя с институтом, который переехал в Колумбийский университет. Между 1942—1950 гг. он работал исследователем для правительства США, а впоследствии занимал посты в ведущих американских университетах, пока не стал почетным профессором Свободного университета в Берлине. Широко простирающиеся интересы Маркузе охватывали все текущие проблемы его времени: искусство и революцию, феноменологию, экзистенциализм и наследие классической немецкой философии, характер технологического изменения, преобразование в капиталистическом способе производства, возникновение психоанализа, природу индивидуума и проблемы социализма, марксизма и критической теории общества. Пиппин и др. (Ред.) (1988) Доказывали, что единство всем этим интересам придало обращение Маркузе к задаче развития критической теории в свете недостатков классического марксизма. В работе "Советский марксизм" (1958) он утверждал, что марксизм в Советском Союзе утратил свою функцию революционной идеологии и вместо этого стал идеологической опорой статус-кво. Его диагноз капиталистических обществ показал следующее: давления консюмеризма привели к полной инкорпорации рабочего класса в существующую систему. В результате, вместо того, чтобы видеть в рабочих революционный авангард, Маркузе в "Одномерном человеке" (1964) скорее возлагает свою надежду на союз между радикальными интеллектуалами и "париями и аутсайдерами, эксплуатируемыми и преследуемыми другими расами, людьми с другим цветом кожи, безработными и маргиналами. В ма 1968 г. его видение "нерепрессивной цивилизации" и общечеловеческой эмансипации вдохновляло студенческих радикалов международного движения "новых левых". Другие важнейшие его работы: "Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории" (1941); "Эрос и цивилизация: философское исследование Фрейда" (1955), "Очерки об освобождении" (1969); "Контрреволюция и восстание" (1972).

Источник: Большой толковый социологический словарь

МАРКУЗЕ Герберт
(19. 07.1898, Берлин — 29.07.1979, Штарнберг) — нем.-амер. философ и социолог, представитель франкфуртской школы неомарксизма; работал во Франкфуртском ин-те социальных исследований. С 1934 г. жил и работал в США; в годы войны сотрудничал с информационными органами амер. разведки, занимаясь антифашистской контрпропагандой, в 50-е гг.— с Русским ин-том при Колумбийском ун-те и Русским центром при Гарвардском ун-те в кач-ве эксперта по «советскому марксизму». В 1954— 1965 гг.— проф. Брандейского, с 1965 г.— Калифорнийского ун-та. Филос.-социол. эволюция М. протекала под влиянием «левого» марксизма, интерпретируемого в духе неогегельянства 20-х гг. Под руководством одного из основоположников нем. экзистенциальной философии, Хайдеггера, М. занимался проблематикой «историчности», истолковывая на основе собственной версии «хайдеггер-марксизма» философию Гегеля [1], а также ранние работы Маркса (статьи М.: «К феноменологии исторического материализма» (1928); «О конкретной философии» (1929); «Транцендентальный марксизм» (1930); «Новые источники к обоснованию исторического материализма. Интерпретация впервые опубликованных рукописей Маркса» (1932). Во второй половине 30-х гг. М. довольно абстрактно изложил свою версию критической теории — «критическую теорию об-ва», близкую предложенной Хоркхаймером. Идею о «преодолении философии» М. развернул в книге «Разум и революция» (1941) [2]. М. пытался обосновать идею «преодоления философии» на основе редукции диалектики к понятиям политической экономии.
В 50-е гг. в связи с общим увлечением фрейдомарксистской версией неофрейдизма, характерным для франкфуртской школы в целом, М. дополняет «политэкономическую» редукцию логико-диалектических понятий «глубинно-психологической». На этой основе он превращает свою критическую теорию об-ва в нечто вроде левофрейдистской философии истории вообще и социальной философии совр. «индустриального об-ва» в частности. В противоположность праворадикал истеки ориентированным представителям антропологического направления в нем. социальной философии и социологии, оказавшим решающее влияние на франкфуртцев, М. выстраивает леворадик. версию теории «индустриального об-ва», опираясь на «фрейдомарксистские» предпосылки, впервые сформулированные «левыми» сюрреалистами (А. Бретон). Согласно М., совр. «индустриальное», или «позднекапиталистическое», об-во обеспечивает лояльность своих «функционеров» (им же подавляемых и угнетаемых), формируя у них соотв. «структуру влечений» (понятие Шелера), «витальных потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого об-ва. Поэтому, по мн. М., революция против такого об-ва могла бы быть успешной лишь в том случае, если бы она затрагивала «антропологическую структуру» человеческих потребностей: социальная революция превратилась бы в «антропологическую», прежде всего сексуальную, поскольку основой всех влечений здесь в духе Фрейда считаются сексуальные влечения [3].
Переведя т. обр. свою критическую теорию об-ва на филос.-антропологический язык фрейдомарксистских категорий, М. затем на протяжении всего последующего периода пытался решить один и тот же вопрос: как возможна революция в «позднекапиталистическом об-ве», создавшем у своих функционеров полностью соотв. ему — «одномерную» — структуру влечений. Эту проблему, становившуюся все более насущной по мере нарастания на Западе в 60-х гг. обществ, подъема, М. решает в работах «Одномерный человек» (1964) [4], «Эссе об освобождении» (1969) [5] и др.
Осн. надежды в этой связи М. возлагает: на уровне антропологическом — на изначальные эротические влечения, подавленные «индустриальным об-вом», т. е. на «сексуальную революцию»; на уровне культурном — на авангардистское (прежде всего сюрреалистическое) иск-во, выражающее бунт этих влечений против «репрессивной культуры» «позднебурж. об-ва»; на уровне собственно социальном — на обществ, группы людей (молодежь, люмпены, национальные меньшинства, население стран «третьего мира»), еще не интегрированных совр. «индустриальным об-вом», не сумевшим развить у них соотв. — «репрессивную»— «структуру влечений». Этот комплекс идей обеспечил М. огромную популярность во второй половине 60-х гг. среди «новых левых» экстремистов, ставивших своей целью «тотальную революционную войну» против «позднекапиталистического об-ва», его «репрессивной культуры» и его «авторитарной личности». Однако, увидев, к чему приводит его идея «Великого Отказа» на практике (аморализм, нигилизм и терроризм), М. все решительнее отмежевывается от левых экстремистов, внеся опред. коррективы в свою концепцию («Контрреволюция и бунт», 1972), после чего его влияние в левых кругах, в частности на леворадик. социологию, резко упало и затем продолжало падать на всем протяжении 70-х гг. Ю. Н. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

МАРКУЗЕ (Markuse) Герберт
1898-1979) - немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы . Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 - эмигрировал в Женеву. В США - с 1934. В 1939-1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954). Калифорнийском (1955-1964) университетах и университете в Сан-Диего (1965-1976). Основные труды: "Онтология Гегеля и основание теории историчности" (1932); "Разум и революция. Гегель и становление социальной теории" ; "Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда" ; "Советский марксизм. Критическое исследование" (1958); "Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества" ; "Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Западном Берлине" (1967); "Негации. Эссе по критической теории" (1968); "Психоанализ и политика" (1968); "Эссе об освобождении" (1969); "Идеи к критической теории общества" (1969); "Контрреволюция и восстание" (1972); "Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики" (1977) и др.
На начальном этапе своего философского творчества, часто квалифицируемом как "хайдеггерианский марксизм" и совпавшем с пребыванием М. во Фрейбургском университете (1928-1932), мыслитель находился под влиянием идей М. Хайдеггера. К периоду знакомства с ним М. уже имел ученую степень доктора немецкой литературы (1922), серьезно штудировал тексты Маркса и располагал солидным политическим опытом участия в Ноябрьской (1918) революции в Германии, примыкая к СДПГ. Однако М. не устраивала ортодоксальная марксова доктрина социал-демократов, недооценивавшая философские аспекты этого учения. Испытывая настоятельную потребность в придании историческому материализму Маркса подлинно философского фундамента, М. обращается к хайдеггеровской аналитике Dasein, видя в ней радикально новую точку отсчета для современной социальной философии. В синтезе экзистенциальной онтологии и исторического материализма, осуществленном в контексте философской антропологии, М. усмотрел искомый идеал т.наз. "конкретной философии". Однако после знакомства с ранее не опубликованными "Философско-экономическими рукописями 1844 года" Маркса наметился радикальный разрыв М. с идеями Хайдеггера, которые кажутся ему крайне абстрактными и не способными охватить реально-исторические структуры современности. При этом влияние Хайдеггера будет иметь место и в более поздних работах М.
Следующий период творчества М. характеризуется отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий Маркса. В качестве объекта исследования у М. выступила новая квазиреальность в виде "технологической рациональности": на первый план выдвигалось уже не экономическое содержание социальности, не природа экономического господства и т.п., а сам тип западной цивилизации с имманентно присущим ему подчинением природы. Последнее обстоятельство, в свою очередь, согласно М., порождает и подчинение внутренней природы всего импульсивного, и, как результат, - господство человека над человеком. На данном этапе своего творчества М. активно применял категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (идеи о неизбывном конфликте между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества. Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией). С точки зрения М., конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не неизбывен, он присущ лишь "специфически исторической организации человеческого существования". "Влечение к жизни" (Эрос) и "влечение к смерти" (Танатос) несовместимы с "правилами игры" цивилизации. Они подавляются обществом и сублимируются (Эрос) либо переориентируются (Танатос) на внешний мир в форме труда - покорения природы и на внутренний мир - в ипостаси совести. "Принцип реальности" Фрейда, в основе которого лежит факт нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно М., в настоящее время трансформировался. Общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества. В интересах привилегированных групп, по мнению М., на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное давление ("прибавочная репрессия"). Принцип реальности эволюционирует в "принцип производительности". По мнению М., достигнутый уровень науки и техники создает принципиально новую систему удовлетворения зачастую "ложных" материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Становится возможным освободить инстинкты от ненужного подавления, тело может стать самодостаточной целью, труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по М., всевозрастающее усиление репрессий в облике несоизмеримо выросшего общественного контроля. Результатом этого процесса в условиях современной индустриальной цивилизации выступило формирование "одномерного человека" - объекта духовного манипулирования с пониженным критическим отношением к социуму и включенного в потребительскую гонку. Общественные изменения в этих условиях могут осуществляться, по М., только через "Великий отказ" от господствующих ценностей как капитализма, так и тоталитарного социализма ("культурная революция"), а революционные инициативы становятся уделом социальных аутсайдеров (люмпенизированных слоев) вкупе с радикальной интеллигенцией и студентами. М. принадлежал к идеологам "новых левых", но позже отверг наиболее одиозные положения своего миропонимания и дистанцировался от леворадикального движения.
В конце жизни М. безуспешно пытался осуществить разработку новых моделей и типов рациональности, призванных освободить чувственность из-под гнета культуры. В ряде поздних работ, в которых М. анализировал глубинные истоки человеческого бытия, вновь сказалось некоторое влияние взглядов Хайдеггера. В основании современной индустриальной цивилизации, по М., лежит определенный исторический проект в виде вполне конкретного отношения человека к миру, мышления - к деятельности в нем. Этот проект М. именовал "технологическим проектом" или технологической рациональностью, суть которой в том, чтобы поработить природу и приспособить ее к человеку. Но это стремление, согласно М., оборачивается против самого человека как части природы, в чем и заключается иррациональность репрессивной рациональности, глубоко укорененной в самом бытии. также: "Разум и революция" (Маркузе), "Одномерный человек" (Маркузе), "Эрос и цивилизация" (Маркузе).
А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Герберт Маркузе «Одномерный человек»

Читать PDF

«Клиповое мышление» через призму «Одномерного человека» Герберта Маркузе

Стоян Арсен Александрович
В статье предпринята попытка провести анализ феномена «клипового мышления» через сопоставление с особенностями теории «одномерного человека», внедренной выдающимся представителем Франкфуртской школы социальной мысли Гербертом Марк
Читать PDF

Проблема социокультурного отчуждения человека в философии Герберта Маркузе

Шинкова С. С.
В статье, руководствуясь методологическими принципами социально-гуманитарного познания, автор анализирует философско-антропологическую концепцию немецко-американского философа Герберта Маркузе и дает оригинальную трактовку значимо
Читать PDF

Герберт Маркузе и Жан бодрийяр: теоретикометодологический анализ концепта общества потребления

Бронзино Любовь Юрьевна
Цель статьи теоретическая реконструкция и сравнение концептов общества потребления в трудах представителя Франкфуртской школы социолгии Г. Маркузе и мыслителя постмодернистской ориентации Ж. Бодрийяра.
Читать PDF

2001. 01. 012. Маркузе П. Герберт Маркузе о реальном социализме: ретроспективный взгляд на советский

Олеванов М. А., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF

2014.04.010. КАННИНГЕМ ДЖ. ИЗГНАННЫЙ ПРАКСИС: ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ И ОДНОМЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. CUNNINGHAM J

Сохраняева Т.В.