Маслоу, Абрахам Харольд

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Маслоу, Абрахам Харольд

1908-1970) - амер. психолог, один из лидеров т. наз. гуманистич. психологии; известен как создатель иерархич. теории потребностей (впервые опубликована в 1943 г.). Хотя эта теория и подверглась впоследствии широкой критике, но благодаря своим универсальным объяснительным возможностям послужила исходной основой для многих современных моделей мотивации труда и нашла применение в целом ряде организационных нововведений [напр., в проектах обогащения труда (см.)]. Соч.: Motivation And Personality. N.Y., 1970. А.И. Кравченко.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Маслоу, Абрахам Харольд

Maslow, Abraham) (1908-1970) - американский психолог и член гуманистического движения в психологии, разработавший теорию мотивации, основанную на иерархии потребностей ("Мотивация и личность", 1954). Он предположил, что человеческие потребности можно разделить на ряд категории. физиологические, стремление к безопасности, любви и сопричастности, уважению и самореализации, причем высшие не могут стать важными для личности до тех пор, пока низшие не удовлетворены. В книге "К психологии бытия" (1962) Маслоу рассуждает, каким образом уникальность индивидуума может быть развита до совершенства, или самореализации. Это предполагает достижение потенциала, удовлетворение насущных потребностей (которые отличаются от дефицитных потребностей более низкого уровня). Чтобы определить свое понятие самореализации, Маслоу рассмотрел жизнь и лица людей, которых он посчитал самореализованными. Такие люди в большей мере принимали "Я" и других, в большей степени идентифицировали себя с человечеством в целом, обладали более высоким уровнем творческого потенциала и обостренным восприятием, особенно естественного мира. Повышенная осведомленность ведет к "пиковому опыту", в течение которого индивидуум ощущает себя "единым" с миром. Идеи Маслоу были приняты некоторыми социальными философами и социологами.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Маслоу Абрахам Харольд
1908-1970) - американский психолог, один из основателей социального менеджмента. Наиболее известен своей «пирамидой» - иерархической структурой потребностей. Окончил нью-йоркский колледж и Корнуэльский университет, защитил докторскую диссертацию по психологии в университете Висконсина, преподавал в Брукминском колледже, затем стал заведующим кафедрой психологии, позднее - профессором в университете Бранденс. В 1969-1970 гг. работал в благотворительном фонде У.П. Логлина в Калифорнии. Кроме широко известной теории мотивации, Маслоу внес значительный вклад в развитие других разделов социального менеджмента. Он активно занимался проблемами креативности и инноваций, самоактуализации людей. Так, им выделены следующие характерные черты самоактуализирующейся, т. е. полностью использующей свой потенциал, личности: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие себя, других, природы; спонтанность, простота, естественность; сосредоточенность на задаче; независимость от среды; постоянная новизна оценки; чувство сопричастности, единения с другими; творческая активность; демократизм и др. Маслоу высказал идею о роли «пиковых переживаний» в личном росте. Им предложена концепция эупсихики - идеального общества, созданного как объединение психически здоровых, самоактуализирующихся индивидов, стремящихся к личному развитию, исполнению своей роли и совершенству жизни. А. Мас- лоу исследовал и другие аспекты социального менеджмента: проблемы социального взаимодействия, оргструктуры, авторитета и лидерства, коммуникаций в организациях и др. Кроме того, им проанализированы связи между потребностями и ценностями, изменение ценностей в зависимости от степени удовлетворения потребностей и др. [37, 38, 42, 75].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

МАСЛОУ (Maslow) Абрахам Харольд
1908-1970) - американский психолог, профессор психологии, один из лидеров гуманистической психологии (гуманистическое направление). Основатель Американской ассоциации гуманистической психологии. Основные работы: "Теория человеческой мотивации" (1934); "Мотивация и личность" (1954); "Философия психологии" (1956); "Религия, ценности и пиковые переживания" (1964); "Эупсихологический метод управления" (1965); "Психология бытия" (1968); "Психология науки" (1969); "Мотивация и индивидуальность" (1970); "Высшие устремления человеческой природы" (1971) и др.
Персонология М. детерминируется целостным взглядом на психически здорового человека, мотивированного на до-стижение личных целей и раскрывающего в этом свой творческий потенциал. Создал иерархическую теорию потребностей, разделив потребности на базисные - постоянные (потребность в воспроизводстве, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или мета-потребности - изменяющиеся (в справедливости, благополучии, организации социальной жизни). Мета-потребности, по М., ценностно равнозначны и не имеют иерархии.
Базисные же потребности, согласно принципу иерархии, расположены в восходящем порядке от "низших" материальных до "высших" духовных, и на каждом новом уровне становятся актуальными (насущными, доминантными, требующими удовлетворения) для индивида лишь по мере их удовлетворения. Первые два типа базисных потребностей в своей иерархии М. называл врожденными, три остальных - приобретенными: 1) потребности непосредственного биологического выживания - физиологические; 2) потребности безопасности и защиты - экзистенциальные; 3) потребности привязанности и любви - социальные; 4) потребности самоуважения и признания - персональные; 5) потребности самоактуализации - духовные. М. не рассматривает "персонализацию" как завершение развития "Я", а считает ее промежуточной целью, шагом на пути к "трансценденции индивида". Он рассматривает потребность в самотрансценденции (самоактуализации) как более значимую, чем потребность в самореализации и независимости.
Исследование процесса самоактуализации (в качестве объектов исследования М. выбрал, в частности, ряд выдающихся современников и исторических личностей - таких, как А. Эйнштейн, Джемс, А. Линкольн, У. Уитмен, Л. Бетховен и др.) привело к созданию обобщенного образа "самоактуализировавшейся" личности. Согласно этой концепции, такая личность отличается реалистическими ориентациями и целеустремленностью, воспринимает себя, других и мир такими, какие они есть. Она сосредоточена на решении конкретных проблем, а не на самой себе; ведет себя непосредственно и независимо; имеет тенденцию к сильным эмоциональным, а не поверхностным связям со своими близкими и друзьями; имеет большой запас творческой энергии и т.д. Раскрывая картину личностного роста индивида, М. признает, что большинство людей обладает способностью самоактуализации, но лишь у небольшого их меньшинства (менее 1%, по оценке М.) эта способность в какой-то степени реализуется. Психологический рост М. рассматривает как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивид не освободиться от доминирования низших потребностей, таких, как потребности в безопасности или уважении. Стремление к более высоким целям, согласно М., само по себе указывает на психологическое здоровье.
Самоактуализация предполагает: 1) полное, живое и беззаветное переживание своего внутреннего мира; 2) выбор в пользу развития, а не безопасности; 3) предоставление своему "Я" реальной возможности проявиться; 4) честность и принятие ответственности за свои действия; 5) развитие способности "лучшего жизненного выбора"; 6) постоянное развитие своих потенциальных возможностей ради естественной связи с миром, а не единичного достижения; 7) "пик переживаний", ощущение себя более интегрированным, целостным, гармонично организованным, способным к творчеству; 8) обнаружение своих границ и работу по их преодолению с целью раскрытия своего "Я". "Трансперсональность" мотивов, т.е. мотивов, лежащих за сферой персональных интересов самоактуализирующихся людей, порождает гуманистический образ цивилизации, который предполагает не только требование индивидуальной самореализации (достижение личного успеха за счет потерь и неудач другого), но и требование "синергии" - объединенного действия, кооперации и гармонии людей.
Согласно М., при высокой социальной синергии культурная система ценностей усиливает кооперацию и позитивные чувства между индивидами, помогает минимизировать конфликты и разногласия между ними. Опыт исследования самоактуализации, рассматриваемой как эгоцентрический личностный рост, вне определяющей роли социально-исторического развития личности показал значительные ограничения данной теории. Однако сами идеи М. благодаря своим универсальным объяснительным возможностям послужили основой для многих современных моделей образования, организации труда и др.
Д.В. Ермолович

Источник: Социология: энциклопедия