Масс медиа
Масс-медиа
(от лат. massa – ком, кусок и medius – средний, центральный, промежуточный, общественный, общедоступный). Мас-медіа. Mass-media. МКС. Средства массовой коммуникации, выполняющие рекламные, трансляционные и др. функции массового общения. Одной из основных таких функций является формирование общественного мнения по различным и, в первую очередь, политическим вопросам. Отношение социологов к нынешним М.-м. складывается неоднозначное в силу того, что последние могут играть совершенно разные социальные роли, а именно быть средствами массовой связи, пропаганды и агитации, информации и даже дезинформации. Предполагается, что в демократическом обществе западного типа М.-м. , как правило, свободные, т. е. независимы от власти. И тем не менее, определение социальной роли М.-м. всегда находится в зависимости от природы власти и типом связи с государственной властью. Степень такой связи может колебаться в очень широких пределах: от открытой и прямой поддержки до декларируемой критики властных лиц, институтов и организаций при принципиальной поддержке существующей социальной системы. Исключением являются только оппозиционные М.-м.
Масс медиа
средства массовой информации. Обосновывая значение этого термина, теоретики американской коммуникативистики (У. Шрамм, У. Риверс, Дж. Гербнер и др.) отмечают, что многие особенности массовых средств информационных связей исторически обусловлены развитием культуры и социальных отношений в условиях рыночного производства на базе индустриального прогресса, создавших объективные предпосылки для превращения информации в объект купли-продажи в формах дешевого и популярного товара, наделенного тремя основными функциями: развлекательность, распространение новостей о текущих событиях и рекламирование новинок торговли и услуг. Благодаря этому процессу, начавшемуся в XIX веке, в XX столетии пресса, радио, кино, телевидение и другие информационные массовые средства, рассчитанные на широкую аудиторию, органически связываются с различными экономическими структурами индустриального общества, способствуя его регуляции. Качественные сдвиги в этом процессе происходят во второй половине XX века, когда происходит концентрация и монополизация информационных средств. Этот процесс стимулируется и развитием электронно-компьютерных технологий. Масс медиа становятся движущими факторами развития массовой культуры и массового консьюмеризма в глобализирующихся масштабах. Есть сторонники того, что данный процесс есть путь к планетарной демократизации общественных отношений. Противники монополизации информационных средств полагают, что сосредоточение информационного потенциала в лоне крупного частного капитала, принося ему доходы, противоречит общественной природе информационных связей. К современным средствам массовой информации относят печатную прессу (газеты, журналы, книги), кинематограф, радио, телевидение, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст и телетекст, рекламные щиты и панели, видеоцентры, сочетания телевизионных, телефонных, компьютерных и других линий связи. Все эти средства объединяются следующими качествами: обращенность к массовой аудитории, доступность, корпоративный характер производства и распространения информации. Дж. Гербнер определяет, исходя из этого, СМИ как форму форму массового взаимодействия посредством информационных сообщений. Противниками коммерциализации СМИ в коммуникативистике применяется и такое понятие как «масс медиа без масс» («mass media without masses»). Главный аргумент – перенасыщение СМИ рекламными материалами деформирует их функциональность. СМИ перестают служить общественным интересам широкой аудитории и окончательно становятся выразителями интересов одних лишь рекламодателей. Понятие «масс медиа как церковь» («mass media as church») рассматривает СМИ как сферу, в которой совершается некая ритуальная деятельность, утверждающая систему ценностей и взглядов на мир в аудиовизуальных образах вещательных передач.
Источник: Энциклопедический словарь СМИ