mass production) — производство стандартизированных продуктов длительного пользования для весового рынка. Эта так называемая "фордистская" форма производства была связана с хорошо развитым разделением труда и тенденцией к рутинизации процесса труда. Впоследствии при постфордизме благодаря внедрению компьютерной технологии и более гибких систем производства массовое производство исчезает (см. Фордизм и постфордизм; Гибкое производство).
МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Источник: Большой толковый социологический словарь
МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
одна из форм организации производства продукции для массового рынка.
Оно характеризуется непрерывностью изготовления в течение длительного времени стандартизированных изделий при строгой повторяемости технологич. операций в производственных подразделениях и на рабочих местах. Появление и развитие
М.п. обусловлено ростом потребительского спроса и может быть организовано и в рамках отдельных подразделений, и на предприятии в целом. На протяжении длительного периода так называемая фордистская система М. п. опиралась на жесткое пооперационное разделение малоквалифицированного труда, его рутинизацию. При совр. автоматизации и компьютеризации технологич. процессов негативные соц. аспекты труда в М.п. несколько ослабевают.
Оно характеризуется непрерывностью изготовления в течение длительного времени стандартизированных изделий при строгой повторяемости технологич. операций в производственных подразделениях и на рабочих местах. Появление и развитие
М.п. обусловлено ростом потребительского спроса и может быть организовано и в рамках отдельных подразделений, и на предприятии в целом. На протяжении длительного периода так называемая фордистская система М. п. опиралась на жесткое пооперационное разделение малоквалифицированного труда, его рутинизацию. При совр. автоматизации и компьютеризации технологич. процессов негативные соц. аспекты труда в М.п. несколько ослабевают.
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
Массовое производство
Масове виробництво. Mass production. Культура производства, основной отличительной особенностью которого является поточное (серийное) производство стандартной продукции, предназначенной для массового потребления. В социологии культуры – производство и воспроизводство масскультуры. Социальными признаками М. п. являются: а) максимально возможное разделение труда; б) рутинизация труда. Считается, что с ускоренным внедрением в производство компьютеров и гибких технологий М. п. исчезает. Однако игнорируется тот факт, что в обществе потребления тенденция к стимуляции потребления – один из тех моментов, который тоже является признаком М. п. Искусственное стимулирование потребления, как необходимое условия роста прибыли, приводит к необходимости применения технологий, которые, сохраняя внешнюю привлекательность (совершенствование дизайна), значительно снижают потребительские свойства предметов потребления и требуют их более частой замены. См. также Макдональдизация, Моральное старение и Шоу продукция.