МАССОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образование высшее массовое
Освіта вища масова. Mass higher education. В западной социологии образования – идея, согласно которой в современном постмодерном обществе наметился процесс перехода от элитарного (возможность получения высшего образования только для выходцев из узкого, как правило, богатого слоя населения) к массовому. Такая идея базируется на том факте, что в США и Японии, например, высшей школой охвачено уже около 50% выпускников средних учебных заведений. Однако О. в. м. все же не решает проблему социального равенства в получении образования в силу того, что сохраняется значительная дифференциация учебных заведений на так называемые элитные и массовые. Такая дифференциация в свою очередь определяет “качество”, или иерархию дипломов и, следовательно, разные возможности в последующем трудоустройстве.
МАССОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
mass higher education) - национальная система высшего образования, перешедшая от " предоставления условий лишь узкому меньшинству подходящей возрастной группы к учету беспрестанно возрастающего населения и в конечном счете включающая большинство жителей. В Великобритании в 1950-е гг., когда не более 5% возрастной группы было охвачено высшим образованием, противники расширения говорили словами Кингсли Армса: "Больше будет означать хуже". Однако во многих странах подобные элитарные концепции в целом уступили место сторонникам массового высшего образования. В США и Японии им охвачено уже свыше 50% подходящей возрастной группы. В начале 90-х гг. пропорция выпускников школы, поступивших в высшие учебные заведения, в Великобритании увеличилась примерно до 30%. Последствия этого, согласно Мартину Трау (1962), состоят в том, что в пределах участия 15% "элитные" стандарты и образцы обеспечения могут более не поддерживаться в национальной системе в целом, в результате чего возникает "дифференцированная" система высшего образования. В США существует иерархия множества различных типов и уровней этой системы, включая высоко оцениваемые в исследованиях университеты и колледжи, с одной стороны, и самые низко оцениваемые коллективные и двухлетние колледжи — с другой. Последствия такой трансформации и дифференциации для равенства возможностей в последующем трудоустройстве весьма сложны (см. Двоичная система; Креденциализм; Конкурс; Рынок труда дипломированных специалистов). См. Посткапитализм и посткапиталистическое общество; Информационное общество.
Источник: Большой толковый социологический словарь