особый случай высвобождения, основными критериями которого являются показатели численности увольняемых работников за определенный календарный период.
Критерии массового высвобождения работников, перечень мероприятий и основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и органов исполнительной в условиях массового высвобождения определяются нормативными правовыми актами РФ и субъектов федерации.
Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 “Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения” устанавливает следующие критерии массового увольнения: а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 человек и более; б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве: 50 человек и более в течение 30 календарных дней; 200 человек и более в течение 60 календарных дней; 500 человек и более в течение 90 календарных дней; в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы в регионе могут устанавливаться иные критерии для оценки массового высвобождения, определяемые органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов. Критерии массового увольнения работников определяются отраслевыми и (или) территориальными соглашениями (ст. 45, 46, 82 ТК РФ).
При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением.
Работодатель своевременно, не менее чем за 3 месяца, и в полном объеме представляет в службы занятости и представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить, а также не позднее чем за 2 месяца сообщает в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника.
Мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников, предусматриваются в коллективном договоре организации и осуществляются работодателем. В него могут включаться, например, мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников; льготы и компенсации высвобождаемым работникам (сверх установленных законом), предоставляемые работодателем; порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора); предоставление работникам кратковременного отпуска без сохранения заработной платы; оказание материальной помощи уволенным работникам и членам их семей при переезде к новому месту жительства, другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.
В случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению органов по вопросам занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года. Если уровень безработицы в регионе превышает 11 процентов, поэтапное высвобождение работников может осуществляться в срок до 1 года и более. Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
А.М. Коршунов
Лит.: Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ст. 45, 46, 74, 82, 180);
Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 “Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения”; Закон г. Москвы от 01.10.2008 № 46 “О занятости населения в городе Москве”.