МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ исследования

Найдено 1 определение
МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ исследования
анализ общения, осуществляемого путем применения средств М. к. (прежде всего прессы, радио, телевидения). Первоначально развивается как часть общесоциол. теории. В кач-ве примера можно назвать анализ М. Вебером прессы как «капиталистического предприятия»; понимание Парком, Кули, У. Липманом М. к. как общения членов массы — возникающей на волне индустриализации и урбанизации «коллективной группировки», объект интересов членов к-рой лежит вне широкого разнообразия локальных групп и культур, к к-рым они принадлежат [1]. М. к. изображается как общение индивидов в пределах большого города, страны или даже мира в целом, когда они оказываются вырваны из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их положением в об-ве. Начиная с 20-х гг. теории М. к. начинают испытывать все большее влияние эмпирических исследований. В условиях борьбы за массовые аудитории точное знание их реакции на сообщения средств М. к. оказывается необходимым орудием торговой и политической конкуренции, что выражается в широком распространении прикладных исследований, с позиций к-рых строится и теория М. к. Наиболее известный теоретический подход к М. к., соотв. эмпирически очевидному пониманию ее природы, отражен в предложенной в 1948 г. формулировке Лассуэлла, где определение М. к. становится ясным по мере ответа на вопросы «КТО говорит — ЧТО сообщает — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ?» [2].
В соответствии с этой формулировкой, ставшей схемой для построения учебных курсов и хрестоматий по М. к., изучается коммуникатор (инстанция, организующая и контролирующая М. к.), сообщения М. к. (контент-анализ), средства М. к., аудитория (ее количественно описываемые социальные и социально-психологические характеристики), рез-ты М. к. (изменение сознания аудитории). Новый этап в развитии теории М. к. связан с осознанием того, что представления, согласно к-рым влияние средств М. к. определяется их прямым воздействием на аудиторию, носят упрощенный характер. В 1940 г. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ было установлено наличие «двуступенчатого потока коммуникации». Это означает, что идеи часто распространяются от средств М. к. к «лидерам мнения», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Выявление роли межличностного взаимодействия в распространении М. к. получило название «повторное открытие первичной группы» (понятие «первичная группа» ввел Кули еще в 1909 г.). В русле выявления зависимости М. к. от более широкого социального окружения развиваются теории «диффузии инноваций», «обратной связи» от аудитории к коммуникатору (схема Дж. Райли, Ф. Балль). Активно изучаются социальные функции М. к. Существующие концепции места и роли М. к. в об-ве многовариантны.
Одни из них рассматривают М. к. как выражение концентрации политической власти при капитализме (Миллс), другие — как способ обеспечения духовного контроля (Лазарсфельд, Мертон), третьи — как решающую сферу борьбы империализма за обеспечение своего духовного господства в совр. мире (X. Шиллер). Особое место среди них занимают теории Маклуэна и А. Моля, рассматривающие М. к. и создаваемую ими культуру как новый этап социального

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
547.47 кб

Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования

Кожемякин Е. А.
Читать PDF
366.49 кб

Социокультурный подход к исследованию системы массовых коммуникаций

Козырьков Владимир Павлович
Основным предметом анализа в настоящей статье выступает феномен системного характера массовых коммуникаций с точки зрения социокультурного подхода.
Читать PDF
221.22 кб

Эволюция понятия «Технология» в исследованиях массовых коммуникаций

Мирумян Ани Гайковна
Рассматривается понятие «технология» в исследованиях массовых коммуникаций с целью анализа объекта, выявления основных этапов его эволюции и видоизменений.
Читать PDF
399.49 кб

Исследование этнических аспектов восприятия информации в современных средствах массовой коммуникации

Кузин Тарас Сергеевич
В данной статье отражены отдельные результаты теоретического и эмпирического исследования проводимого с целью выявления и оценки этнопсихологических особенностей восприятия сообщений средств массовой коммуникации.

Похожие термины: