(mass communication theories, масавай камунікацыі тэорыі) — область исследования массовой коммуникации представляет собой сложную сеть из концепций, методологий и языков. Установление повестки дня, «спираль молчания», теория культивирования или индустрии культуры — почти невозможно сосредоточить все концепты в одну линию развития научных представлений о массовой коммуникации. Между тем попытка классификации теорий коммуникации (не только массовой) была предпринята американским ученым Р. Крэйгом в соответствии с их дисциплинарным происхождением (социология коммуникации, психология коммуникации и т. д.), с уровнем организации (группа, масса и т. д.), по характеру эпистемологии (эмпирическая, критическая и т. д.) и в соответствии с коммуникативной практикой (риторическая традиция, феноменологическая и т. д.). Принимая во внимание логику Р. Крэйга можно предложить разделение теорий массовой коммуникации на три парадигмы на основе базовой эпистемологии: Критическая парадигма, развившаяся на основе Франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, В. Беньямин) и теории культурного империализма (А. Маттелар), направлена на анализ распространения логики рынка на сферу духовных процессов и появление «мягких» информационных способов господства в капиталистических обществах XX века. Критический подход был одним из ведущих в комплексе идей о массовой коммуникации. Эмпирическая парадигма исследования массовой коммуникации и ее приверженцы были самыми важными оппонентами критического подхода, так как в фокусе внимания находилась позитивистская методология изучения аудиторий, лидеров мнения и т. д. Это противостояние можно также рассматривать как дискуссию между европейским и североамериканским способом исследования коммуникации. Ученые, такие как Р. Мертон, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд и У. Шрамм, являются отцами этого подхода, и их имена уже вошли в официальную историю коммуникативистики. Интерпретативная / культуроцентристская парадигма: вдохновлена антропологическими исследованиями. Она рассматривает массовую коммуникацию как социальное конструирование и поэто му поднимает вопросы производства новостей, социальных дискурсов, культурных конфликтов и процессов получения и интерпретации информации в среде пользователей, активно применяя методы этнографии. Можно сказать, что эта парадигма была разработана главным образом британцами (Р. Вильямс, С. Холл, Д. Морли, Р. Сильверстон) и учеными Латинской Америки (Х. М. Барберо, Н. Г. Канклини) в течение последних 40 лет. В то время как британские исследования были направлены на анализ текстов и субкультурных практик, латиноамериканские были сосредоточены на популярной культуре, процессах опосредования и практике потребления. Предложенное разделение обширной области изучения массовой коммуникации можно дополнить более традиционными классификациями. Например, классификация теорий с точки зрения оценки эффектов массовой коммуникации: Теории сильных эффектов, господствовавшие в представлениях ученых и практиков вещания в 20–40-е гг. XX в. Тогда считалось, что информация оказывает немедленное и прямое воздействие на аудиторию, при этом слушатели и зрители виделись пассивной и некритичной массой. Теории минимальных эффектов 40–70-х гг. XX в., оформившиеся после исследования П. Лазарсфельдом в 1940-м году хода предвыборной президентской кампании и роли массмедиа в ней. Было обнаружено, что мнение избирателей зависит преимущественно от оценок и мнений, высказываемых в межличностных коммуникациях, а не от прямого влияния массовой коммуникации. Укрепляя этот подход, У. Шрамм провел ряд многолетних исследований телеэффектов в детской аудитории и пришел к выводу о невозможности однозначного предсказания воздействия телепередач, поскольку в процесс влияния вмешиваются многие другие переменные — возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, социальная ситуация. Теории кумулятивных эффектов обусловлены общественными и технологическими изменениями конца 60-х гг. XX в., а именно: распространением движений за гражданские права, массовизацией телевидения. Исследователи больше не рассматривали воздействие массмедиа как немедленное минимальное или максимальное, а поднимали проблему долгосрочных или отложенных эффектов (теория социального научения, теория культивирования). Если принять во внимание, что именно находится в фокусе исследования — процесс влияния медиа или процесс их использования, — то систематизация теорий выглядит следующим образом: Теории влияния и убеждения (наиболее многочисленная группа), к которым относятся: 1) идеи о социальном научении физиолога Альберта Бандуры (объяснял человеческую способность обучаться чему-либо без опыта, но через наблюдение; обучение через наблюдение зависит от степени понимания увиденного и идентификации с изображаемым); 2) теория культивирования (акцентировано внимание на роли телевидения как ключевом агенте социализации; у телепрограмм есть стандартное изображение тем насилия, гендерных и возрастных ролей; телезрители, ежедневно и длительно смотрящие телевизор, воспринимают реальность в соответствии с ее телеобразами — как высокоагрессивную, патриархальную с молодежью как активными, а стариками как пассивными акторами); 3) модель формирования вероятного поведения / elaboration likelihood model, ELM, согласно которой существует два способа принятия решений о действии — основной и периферийный; при основном способе человек критически оценивает ситуацию, затем действует; при периферийном человек оценивает то, как действуют другие (например киногерои) в данной ситуации, а потом совершает свой поступок; 4) теория десенсибилизации, объясняющая притупление чувств зрителей от просмотра насилия, и как следствие — оценка поведения преступника в качестве обычного и нормального. Теории использования медиа, которые представлены прежде всего: 1) теорией использования и вознаграждения (сосредоточена на причинах выбора пользователем наиболее релевантного его запросам средства получения информации; пользователь активен, поэтому различный выбор приводит к различным эффектам) и 2) теорией доместикации (обсуждает процессы интеграции медиа в бытовые и семейные повседневные практики). Наконец, на теории массовой коммуникации можно взглянуть в их связи с наработками других научных направлений, примененными к изучению медийных явлений. В этом фокусе предстают: Теория зависимости, идейные корни которой в теории систем. Она направлена на раскрытие связей между такими общественными подсистемами, как средства массовой коммуникации, политические институты и широкая публика. Каждый элемент триады зависим и оказывает влияние на два других. Например, политики нуждаются в медиа для трансляции информации о своей работе и для привлече ния избирателей в периоды выборов, массам необходимы медиа для получения информации и для развлечения и т. д. Теория установления повестки дня и «спираль молчания», обусловленные развитием политической науки и изучением общественного мнения. Концепт «повестка дня» подчеркивает, что медиа влияют не на понимание события, а скорее на представления аудитории о том, какое событие или проблема являются наиболее важными. Термин «спираль умолчания» вскрывает исключение из общественного дискурса мнений, которые не совпадают с тем, как высказывается большинство. «Умолчание» происходит из-за нежелания индивидов остаться в изоляции. Теория неравенства знаний и теория культурного империализма, вытекающие из анализа социальной структуры. Неравенство знаний сопутствует существованию в обществе разделения на информационно богатых и информационно бедных. Первые относятся к обеспеченным слоям общества, имеющим доступ к лучшему образованию и лидерскому освоению новых технологий, вторые — наоборот, поэтому при любых информационно-технологических изменениях неравенство имеет тенденцию увеличиваться, скорее, чем уменьшаться. Культурный империализм описывает неравные отношения между развитыми и развивающимися странами, одни доминируют в производстве и распространении информации, другие ее импортируют, тем самым уничтожая местную культуру. В XXI в. проблематизация массовой коммуникации неразрывно связана с новыми медиатехнологиями и процессами дигитализации.
Литература Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М.: Едиториал УРСС, 2002 г. Терин В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГИМО, 2000. Baran S. J., Davis D. K. Mass Communication Theory: Foundations, Ferment, and Future. 7th Edition. Cengage Learning, 2014. О. Сергеева
Массовой коммуникации теории
Массовой коммуникации теории
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016