(лат. forma – внешний вид) Совокупность содержательно‑стилевых характеристик, присущих конкретному медиа (в том числе СМИ) или отдельным единицам контента. В отличие от медиажанров, имеющих ограниченный ряд общих постоянных признаков, форматы обладают неограниченным и переменным рядом уникальных признаков. По этой причине в разных профессиональных медиасообществах, как правило, используется конвенционально признаваемый перечень жанров, но отсутствует какой‑либо конечный перечень форматов, поскольку он постоянно увеличивается и потенциально бесконечен. Форматы из разных сегментов медиасистемы могут иметь определенные сходства, но чаще конструируются строго в рамках специфических цеховых правил. Характеристики конкретного медиаформата поддаются формализованному описанию с применением профессиональной (отраслевой) терминологии. Разработка (продюсирование) форматов представляет собой особый вид деятельности, не обязательно связанный с конечной реализацией проектов. В связи с этим готовый формат может являться самостоятельным объектом купли‑продажи на медиарынке, передаваться бизнес‑партнерам в рамках франчайзинговых схем. В настоящее время наиболее развитый рынок форматов сложился в мировой телевизионной индустрии. Изначальный (модельный) набор содержательно‑стилевых характеристик формата, приобретенного у продавца‑лицензиара, может легально воспроизводиться покупателем‑лицензиатом либо в полном объеме, либо частично и с изменениями – в том случае, если требуется адаптация к особенностям потребителей. Использование формата может быть однократным или многократным, ограниченным по сроку или бессрочным, с правом перепродажи или без него (все условия фиксируются сторонами сделки в лицензионном договоре или договоре коммерческой концессии). Медиаформат является объектом интеллектуальной собственности и в теории должен защищаться авторским или патентным правом. Проблема заключается в том, что действующие в разных государствах законодательства, как правило, не содержат дефиницию формата, не определяют его юридический статус и не устанавливают четкие нормы деятельности в данной сфере. Проблема иного рода заключается в том, что использование одних и тех же популярных форматов на мировом медиарынке приводит к формированию феномена «парадокса разнообразия».
Литература Иваницкий В. Л. Основы бизнес‑моделирования СМИ: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010. Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2014. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера / под ред. Г П. Иванова, П. К. Огурчикова, В. И. Сидоренко. – М.: Юнити‑Дана, 2012. Парсаданова Т Н. Телепродюсерство. Современные аспекты. – М.: Юнити‑Дана, 2016. Роднянский А. Е. Выходит продюсер. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
0.00 байт
Новые медиаформаты трансляции контента журнальных изданий
Автор ставит целью оценить существующую в отечественном журнальном сегменте ситуацию «игры с потребителем» в контексте постоянного обновления возможностей «упаковки» контента качественного или массового типа.