Медиаграмотность

Найдено 1 определение
Медиаграмотность
(др. – греч. Грарратскр – словесность, грамматика) Понятие, которое описывает тип грамотности, приобретаемый в результате освоения программ медиаобразования. Развитие и повышение медиаграмотности – главная задача медиаобразования. Медиаграмотность предполагает усвоение знаний о природе и основных принципах медиакоммуникаций в современном обществе; об информационных и медиакоммуникационных технологиях; направлена на развитие способности к анализу и оценке содержания информации, ее критическому осмыслению, а также умение использовать эту информацию осознанно. Сегодня в условиях медиатизации общественных процессов и повседневных практик, увеличения объемов медиапотребления и масштабности производимых медиаэффектов политологи, экономисты, социологи, антропологи обсуждают новые актуальные взаимосвязи в системе «общество – медиа – человек». Возможности медиа изменять и расширять индивидуальное и социальное «бытование», влиять через опосредованное или виртуально созданное представление действительности на саму действительность, реальность и ее понимание людьми, конкретным человеком, общественными институтами требуют понимания аудиторией, обществом, отдельным человеком базовых механизмов функционирования медиа. Ключевой компетенцией современного человека становится деконструкция медиатекста, так же как и критическое отношение к современному медиаландшафту, умение ориентироваться в медиа и в социокультурном контексте их существования, возможность самореализации в информационном пространстве с помощью медиакоммуникацион‑ных технологий. Учитывая тесную связь человека с медиапространством сегодня, эти компетенции следует развивать в процессе воспитания и образования с ранних лет в качестве одних из приоритетных для государства в области образования. Неслучайно программы повышения медиаграмотности во многих странах мира направлены именно на молодежь. В самом общем виде навыки, определяющие уровень медиаграмотности, можно разделить на две группы – технологические и информационно‑аналитические. Технологические навыки делятся на навыки поиска информации; защиты персональных данных; использования цифровых сервисов в целях работы и досуга; коммуникативные навыки и навыки использования техники. Они связаны с освоением медиатехнологий, которые постоянно развиваются и требуют от пользователя определенной гибкости в овладении ими, и неразрывно связаны с информационно‑аналитическими навыками. Информационно‑аналитические навыки, в свою очередь, предполагают, что пользователь обладает навыками систематизации и интерпретации больших объемов информации, которые он получает благодаря использованию медиатехнологий. В информационно‑аналитическую группу навыков входят: навыки критичного восприятия информации; знание об относительности приватности интернет‑коммуникации; навыки защиты своих персональных данных; использование цифровых сервисов для работы и досуга; коммуникативные навыки, а также формирование медиаменю и информационной повестки. Следует признать, что технологические навыки в гораздо большей степени подвержены изменениям, чем информационно‑аналитические, и медиаграмотность предполагает постоянное совершенствование обеих групп. Развитие медиаграмотности способствует пониманию природы и законов функционирования различных субъектов медиакоммуникационного поля – произведений журналистики, средств массовой информации, массовой коммуникации в целом, социальных сетей, месенджеров и т. д. Медиаграмотность не только формирует критическое отношения к медиа, но и способствует развитию творческого (креативного) использования медиа. Медиаграмотность тесным образом связана с информационной безопасностью, т. к. формирует базовые знания об угрозах и опасностях использования медиа, а также о мерах предосторожности.
Литература Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо‑русский толковый словарь концепций и терминов. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / под ред. Е. Л. Вартановой, Т. И. Фроловой. – М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Медиаграмотность в условиях развития цифровых технологий

Котляр П.С.
Статья посвящена изучению значения медиаобразования для современной культуры, которая фундирована новыми медиа. Автор раскрывает содержание основных составляющих новомедийной среды.
Читать PDF
0.00 байт

Медиаграмотность пенсионеров XXI века (из опыта реализации госконтракта)

Савельева Татьяна Викторовна
Одним из непременных условий социализации личности в посттрудовой период на современном этапе развития общества является медиаграмотность и медиакультура.
Читать PDF
0.00 байт

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО УЯЗВИМЫХ ГРУПП В ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА: ОБЗОР ВЕДУЩИХ КОНЦЕПЦИЙ

Морозова Анна Анатольевна
Рассмотрены основные современные тенденции реализации аспектов медийной грамотности. Было определено, что отдельные информационно уязвимые категории населения основные и малоизученные объекты медиаобразования сегодня.
Читать PDF
0.00 байт

СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Черемисин Андрей Геннадьевич, Багдасарова Диана Георгиевна
В данной статье рассматривается сущность социального феномена Интернет-культуры с точки зрения образовательной деятельности, а также приводится тщательный анализ составных элементов данного явления.
Читать PDF
0.00 байт

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ

Казаков Александр Александрович
В зарубежной и отечественной науке до сих пор нет единого, разделяемого большинством ученых понимания сути медиаграмотности.
Читать PDF
0.00 байт

Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возрас

Косолапова Елена Витальевна
В данной статье рассматриваются проблемы формирования медиаграмотности у детей младшего школьного возраста.
Читать PDF
0.00 байт

Медиаграмотность как ключевая компетенция современного специалиста: структура и содержание

Чичерина Наталья Васильевна
В статье рассматривается структура медиаграмотности как ключевой компетенции современного специалиста.
Читать PDF
0.00 байт

Информационная культура и медиаграмотность в России

Гендина Наталья Ивановна
Статья представляет собой доклад на Пятой международной научной конференции «Фундаментальные основы информационной науки» (FIS-2013), проходившей 21–23 мая 2013 г. в Московском гуманитарном университете.
Читать PDF
0.00 байт

Медиаобразование и медиаграмотность в профессиональном туристском образовании

Арутюнов Г. А.
Проводится анализ значения медиаобразования и медиаграмотности в современном информационном обществе в контексте решения задач профессиональной подготовки туристских кадров.
Читать PDF
0.00 байт

Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура

Федоров А.
Читать PDF
0.00 байт

Медиаграмотность современных педагогов как профессиональная компетентность

Столбникова Е. А.
проведенное исследование показало, что уровень медиаграмотности педагогов весьма низок.
Читать PDF
0.00 байт

Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность»*

Федоров А. В.
медиакомпетентность личности понимается нами как совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/ деяте