(др. – греч. Грарратскр – словесность, грамматика) Понятие, которое описывает тип грамотности, приобретаемый в результате освоения программ медиаобразования. Развитие и повышение медиаграмотности – главная задача медиаобразования. Медиаграмотность предполагает усвоение знаний о природе и основных принципах медиакоммуникаций в современном обществе; об информационных и медиакоммуникационных технологиях; направлена на развитие способности к анализу и оценке содержания информации, ее критическому осмыслению, а также умение использовать эту информацию осознанно. Сегодня в условиях медиатизации общественных процессов и повседневных практик, увеличения объемов медиапотребления и масштабности производимых медиаэффектов политологи, экономисты, социологи, антропологи обсуждают новые актуальные взаимосвязи в системе «общество – медиа – человек». Возможности медиа изменять и расширять индивидуальное и социальное «бытование», влиять через опосредованное или виртуально созданное представление действительности на саму действительность, реальность и ее понимание людьми, конкретным человеком, общественными институтами требуют понимания аудиторией, обществом, отдельным человеком базовых механизмов функционирования медиа. Ключевой компетенцией современного человека становится деконструкция медиатекста, так же как и критическое отношение к современному медиаландшафту, умение ориентироваться в медиа и в социокультурном контексте их существования, возможность самореализации в информационном пространстве с помощью медиакоммуникацион‑ных технологий. Учитывая тесную связь человека с медиапространством сегодня, эти компетенции следует развивать в процессе воспитания и образования с ранних лет в качестве одних из приоритетных для государства в области образования. Неслучайно программы повышения медиаграмотности во многих странах мира направлены именно на молодежь. В самом общем виде навыки, определяющие уровень медиаграмотности, можно разделить на две группы – технологические и информационно‑аналитические. Технологические навыки делятся на навыки поиска информации; защиты персональных данных; использования цифровых сервисов в целях работы и досуга; коммуникативные навыки и навыки использования техники. Они связаны с освоением медиатехнологий, которые постоянно развиваются и требуют от пользователя определенной гибкости в овладении ими, и неразрывно связаны с информационно‑аналитическими навыками. Информационно‑аналитические навыки, в свою очередь, предполагают, что пользователь обладает навыками систематизации и интерпретации больших объемов информации, которые он получает благодаря использованию медиатехнологий. В информационно‑аналитическую группу навыков входят: навыки критичного восприятия информации; знание об относительности приватности интернет‑коммуникации; навыки защиты своих персональных данных; использование цифровых сервисов для работы и досуга; коммуникативные навыки, а также формирование медиаменю и информационной повестки. Следует признать, что технологические навыки в гораздо большей степени подвержены изменениям, чем информационно‑аналитические, и медиаграмотность предполагает постоянное совершенствование обеих групп. Развитие медиаграмотности способствует пониманию природы и законов функционирования различных субъектов медиакоммуникационного поля – произведений журналистики, средств массовой информации, массовой коммуникации в целом, социальных сетей, месенджеров и т. д. Медиаграмотность не только формирует критическое отношения к медиа, но и способствует развитию творческого (креативного) использования медиа. Медиаграмотность тесным образом связана с информационной безопасностью, т. к. формирует базовые знания об угрозах и опасностях использования медиа, а также о мерах предосторожности.
Литература Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо‑русский толковый словарь концепций и терминов. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / под ред. Е. Л. Вартановой, Т. И. Фроловой. – М.: Фак. журн. МГУ, 2018.
0.00 байт
Медиаграмотность в условиях развития цифровых технологий
Статья посвящена изучению значения медиаобразования для современной культуры, которая фундирована новыми медиа. Автор раскрывает содержание основных составляющих новомедийной среды.