Медиаисследования

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Медиаисследования

исследование аудитории СМИ, ее социально-демографических характеристик, привычек и предпочтений в выборе различных СМИ

Источник: Термины маркетинговых и социологических исследований

Медиаисследования
(англ. media studies) Область знаний и дисциплина, а также устойчивое обозначение для образовательных программ, курсов, департаментов, кафедр и факультетов. Широко используется за рубежом, где зачастую идет в паре с другими понятиями: «коммуникация» (media and communication studies, дословно «исследования медиа и коммуникации»); «массовая коммуникация» (media and mass communication studies, дословно «исследования медиа и массовой коммуникации»); «журналистика» (media and journalism studies, дословно «исследования медиа и журналистики»), «искусство и дизайн» (media, arts and design, дословно «медиа, виды искусств и дизайн»), Медиаисследования включают в себя разносторонние теории и концепции, начиная с ранних представлений о коммуникации и массовой коммуникации, а также современные подходы к медиакоммуникациям и новым медиа. Журналистика в зарубежной традиции рассматривается как прикладная профессия, требующая определенных навыков, но и ее теоретизация в большинстве случаев относится к медиаисследованиям. В зарубежных странах медиаисследования берут начало в американской социологии массовой коммуникации. Отечественный путь теоретизации медиа начинался на филологических факультетах с изучения журналистики как публицистического текста. Само понятие «медиа» для российской научной традиции является новым, активно используемым только с начала 2010‑х гг. В зарубежных странах медиаисследования как область знаний и дисциплина получили окончательное оформление и институционализировались в 1970‑1980‑е гг. Так как в России именно теория журналистики долгое время была единственной самостоятельной единицей теоретического знания, то российский путь к медиаисследованиям начался с теории журналистики, которая сформировала во многом их теоретико‑концептуальный аппарат. В связи с расширением медиапространства во второй половине XX века кроме периодических изданий, радио, кино и телевидения к медиа стали относить популярную литературу, комиксы, рекламу, фотографию, связи с общественностью, театр и даже современное искусство. Налицо тенденция к расширению предметного поля медиа. Возрастающее значение медиа в повседневной жизни человека и всего общества привело к утверждению представлений о них как об агентах воспроизводства социального пространства, массовой культуры, образа жизни. Самой распространенной и широко представленной теоретической парадигмой в медиаисследованиях выступает эмпирико‑функционализм. Заимствованная из социологии, данная парадигма рассматривает медиа как подсистему общества. Теории и концепции формулируются в нормативном ключе и исходят из соображений поддержания социального баланса, плюрализма мнений, культурного и политического разнообразия. Другая исследовательская рамка – политэкономия медиа – рассматривает природу и функционирование медиа в прагматичном аспекте и исследует интересы медиасобственников, их взаимосвязь с элитой общества, рыночный аспект медиа. Весьма широкое распространение получили культурологические исследования медиа. Аудитория медиа при таком ракурсе рассматривается в качестве индивидов, интерпретирующих медиасообщения согласно индивидуальным селективно‑перцепционным процессам. Контент представляет собой набор смысловых и ценностных категорий, формирующих повседневные практики пользователей. Фокус на том или ином аспекте изучения медиа и использование междисциплинарного аппарата формирует различные дисциплинарные и научно‑исследовательские области: антропологию медиа, медиапсихологию, медиасоциологию и др.
Литература От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2019. Levy M., Gurevitch M. (1994) Defining Media Studies. – Oxford: Oxford University Press.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

ГОРОДСКИЕ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ И «СЕТЕВОЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ». ECREA Media & the City 2015 Conf

Епанова Юлия Валентиновна
Читать PDF
0.00 байт

Городские медиаисследования, мобильность и «Сетевой индивидуализм»

Епанова Юлия Валентиновна
ECREA Media & the City 2015 Conference «URBAN MEDIA STUDIES: CONCERNS, INTERSECTIONS AND CHALLENGES» University of Zagreb, Faculty of Political Science, 24 25 September 2015
Читать PDF
0.00 байт

Медиаисследования: индустриальные запросы и академические возможности

Коломиец В.П.
Индустриальные и академические исследования в любой сфере знания находятся в определенном противоречии, которое носит объективный характер. Но постоянно предпринимаются попытки по их сближению.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика медиаисследований в России

Гуменюк А. Н.
Читать PDF
132.05 кб

Диффузия городского и сельского: интерпретации пространства и времени в оптике медиаисследований

Петрова Евгения Викторовна
Важнейшие категории, определяющие развитие, пространство и время значительно меняются под влиянием медиа. Для России вопрос медиатизации пространства и времени имеет важное значение.
Читать PDF
169.94 кб

Евразийский научно-исследовательский центр: организационная синергия в медиаисследованиях

Мансков Сергей Анатольевич, Семилет Тамара Алексеевна
Читать PDF
0.00 байт

От аудитории к медиапотребителю: трансформация концепции аудитории в медиаисследованиях

Вьюгина Дарья Михайловна
Сегодня аудитория становится объектом не только теоретических, но и практических исследований, ее роль меняется и возрастает под влиянием процесса медиатизации.
Читать PDF
165.03 кб

Медиафакультет будущего Круглый стол, Центр медиаисследований при Институте истории культур, сентябр

При Институте истории культур в Москве открылся Центр ме диаисследований, созданный с целью активизировать научный об мен между российскими и европейскими специалистами в обла сти медиаобразования.
Читать PDF
69.71 кб

Эффект прайминга в медиаисследованиях и рекламе

Назайкин А.Н.
В статье рассматривается исследование эффекта прайминга в медиасфере и рекламе. Дан обзор истории исследования и виды прайминга. Приведены примеры прайминга в отечественной рекламе