Медиакратия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Медиакратия
власть информационных средств связи. Согласно прогнозам по развитию информационного общества, существует вероятность того, что под контролем медиа могут оказаться все сферы – от экономики, быта, досуга и образования до политики и международных отношений. Некоторые аналитики полагают, что понятие медиакратии утопично, так как основано на абсолютизации роли СМИ, по мнению этой группы исследователей, само понятие внедрено в понятийный аппарат коммуникативистики для того, чтобы способствовать распространению концепций, стимулирующих фетишизацию масс медиа и их манипулятивную деятельность, направленную на создание мнимых представлений о реальности и будущем.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Медиакратия
(др. – греч. кратос – власть) Явление, характеризующееся усилением в социальном и политическом устройстве общества роли медиа до таких масштабов, когда происходит сращение медийных и политических институтов, при этом медиа признаются самым главным игроком в публичном пространстве и как посредник (medium) являются аффилированным. Отечественные исследователи выделяют несколько подходов к пониманию медиакратии. Этимологический подход рассматривает медиакратию как социально‑политическую власть СМИ, при этом подчеркивается деструктивный характер изменения политической системы. Медиа обладают одновременно огромным потенциалом влияния на общество и поведение аудитории и способностью уходить от социального контроля. В поддержку данной интерпретации медиакратии приводится три довода: 1) усиливающаяся концентрация и монополизация СМИ и растущее влияние медиаконцернов на политические процессы и формирование информационной повестки дня, а в результате – на формирование общественного мнения и поведение аудитории; 2) культурно‑историческое развитие журналистики и медиаиндустрии, которое характеризуется усилением отрыва от интересов аудитории; 3) высокая степень доверия средствам массовой информации. Маркетинговый подход базируется на понимании медиакратии как новой формы политической власти, при которой политика принципиально осуществляется через посредника – медиа, при этом посредничество аффилированное. Медиакратия в любой из возможных трактовок подразумевает дисбаланс в системе «политика – медиа – аудитория», поскольку, конструируя общественное мнение через медиа, политики создают необходимые смыслы, формируя у общества ложное ощущение возможности влияния на политические процессы. Концепция медиакратии демонстрирует обобщенные антидемократические последствия медиатизации политики. Медиакратия является неотъемлемой частью мирового политического процесса на современном этапе информационно‑технологического развития и отражает особенности современного управления обществом, в котором конструктивные технологии информационного воздействия сочетаются с манипуляцией общественным сознанием и навязыванием определенных вариантов политического поведения.
Литература Медиакратия: современные теории и практики / под ред. А. С. Пую, С. С. Бодруновой. – СПб: Изд‑во СПбГУ, 2013. Meyer T. (2002) Media Democracy: How the Media Colonize Politics. ‑ Malden, MA: Blackwell. Kurtz P. (1998) Secular Humanists vs. the Global Mediacracy. Free Inquiry 18 (3): 57–59.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
144.96 кб

Медиакратия и институт британского политического консультирования: персонификация, департизация и ам

Юханов Николай Семенович
Данная статья посвящена генезису и специфики развития политического консультирования в современной Великобритании.
Читать PDF
689.27 кб

Медиакратия в современном политическом процессе

Ковалев Г. С.
Политика, будучи наиболее гибким и эффективным регулятором общественных отношений, в своей сущности остается неизменной, в то время как способы символизации политических объектов и методы репродукции смыслозначимых представлений п
Читать PDF
200.02 кб

Медиакратия: современные подходы к определению термина

Бодрунова Светлана Сергеевна
Автор приводит основные подходы англо-американской зоны исследований к концепции медиакратии, которая выдвигается на лидирующие места в интерпретации медиаполитического взаимодействия.
Читать PDF
383.05 кб

Медиакратия и ее влияние на продуктивность и исход политических переговоров

Идаятов Ариф Курбанович
Статья посвящена рассмотрению воздействия существующей глобальной медиа-политической системы и ее влиянию на политические переговоры.
Читать PDF
186.70 кб

Медиакратия в ФРГ: американизация политической коммуникации?

Литвиненко Анна Александровна
В данной статье автор анализирует уровень медиатизации политики в современной Германии и пытается ответить на вопрос, действительно ли сегодня можно говорить об усиленной американизации политической коммуникации в ФРГ.
Читать PDF
326.08 кб

Аэро- и медиакратия: война в воздухе и эфире. Опыт сравнения

Касимов Руслан Харисович
В статье рассматривается возможность преемственности между современной доктриной медиакратии и концепцией «воздушной войны» Д. Дуэ.
Читать PDF
368.75 кб

Экстремизм: фантом медиакратии

Сальников Е. Ф.
Читать PDF
1.38 мб

Британский рынок прессы и политический процесс: символический и медиакратический смысл «Таблоидных п

Бодрунова Светлана Сергеевна
Статья посвящена проверке гипотезы о том, что таблоидная журналистика, больше качественной склонная к открытой политической пристрастности и обладающая высокими тиражами, является серьезным фактором, определяющим выбор избирателей
Читать PDF
110.37 кб

Медиакратический лидер (на примере образа премьер-министра Великобритании Тони Блэра)

Бодрунова Светлана Сергеевна
В статье анализируются причины трансформации политического лидерства в западных демократиях, в частности медиатизации правления Т. Блэра.
Читать PDF
170.14 кб

Генезис трансформации медиакратии в ноополитку

Никонов Сергей Борисович
Данная статья является частью научной дискуссии о месте медиакратии в системе «власть общество» и ее функционале.
Читать PDF
392.15 кб

Фанкультура спорта — дискурс медиакратического экстремизма

Сальников Е.В.
Читать PDF
144.85 кб

Британские таблоиды в электоральном процессе: пример медиакратии или «Слабая сила»?

Бодрунова С.С.
Автор реконструирует имеющиеся в атлантической медиаполитологии доказательства электорального влияния таблоидной прессы ( на примере газет Великобритании ). Делается вывод о наличии ограниченного « эффекта газеты “ Сан ”».
Читать PDF
176.12 кб

КОНЦЕПЦИИ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ И МЕДИАКРАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПОИСК ТОЧЕК СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Бодрунова Светлана Сергеевна
В статье исследуется происхождение и современные трактовки термина «публичная сфера». Обсуждаются три подхода к термину: структурно-функциональный, либеральный, медийный.