Медиакратия
Медиакратия
власть информационных средств связи. Согласно прогнозам по развитию информационного общества, существует вероятность того, что под контролем медиа могут оказаться все сферы – от экономики, быта, досуга и образования до политики и международных отношений. Некоторые аналитики полагают, что понятие медиакратии утопично, так как основано на абсолютизации роли СМИ, по мнению этой группы исследователей, само понятие внедрено в понятийный аппарат коммуникативистики для того, чтобы способствовать распространению концепций, стимулирующих фетишизацию масс медиа и их манипулятивную деятельность, направленную на создание мнимых представлений о реальности и будущем.
Источник: Энциклопедический словарь СМИ
Медиакратия
(др. – греч. кратос – власть) Явление, характеризующееся усилением в социальном и политическом устройстве общества роли медиа до таких масштабов, когда происходит сращение медийных и политических институтов, при этом медиа признаются самым главным игроком в публичном пространстве и как посредник (medium) являются аффилированным. Отечественные исследователи выделяют несколько подходов к пониманию медиакратии. Этимологический подход рассматривает медиакратию как социально‑политическую власть СМИ, при этом подчеркивается деструктивный характер изменения политической системы. Медиа обладают одновременно огромным потенциалом влияния на общество и поведение аудитории и способностью уходить от социального контроля. В поддержку данной интерпретации медиакратии приводится три довода: 1) усиливающаяся концентрация и монополизация СМИ и растущее влияние медиаконцернов на политические процессы и формирование информационной повестки дня, а в результате – на формирование общественного мнения и поведение аудитории; 2) культурно‑историческое развитие журналистики и медиаиндустрии, которое характеризуется усилением отрыва от интересов аудитории; 3) высокая степень доверия средствам массовой информации. Маркетинговый подход базируется на понимании медиакратии как новой формы политической власти, при которой политика принципиально осуществляется через посредника – медиа, при этом посредничество аффилированное. Медиакратия в любой из возможных трактовок подразумевает дисбаланс в системе «политика – медиа – аудитория», поскольку, конструируя общественное мнение через медиа, политики создают необходимые смыслы, формируя у общества ложное ощущение возможности влияния на политические процессы. Концепция медиакратии демонстрирует обобщенные антидемократические последствия медиатизации политики. Медиакратия является неотъемлемой частью мирового политического процесса на современном этапе информационно‑технологического развития и отражает особенности современного управления обществом, в котором конструктивные технологии информационного воздействия сочетаются с манипуляцией общественным сознанием и навязыванием определенных вариантов политического поведения.
Литература Медиакратия: современные теории и практики / под ред. А. С. Пую, С. С. Бодруновой. – СПб: Изд‑во СПбГУ, 2013. Meyer T. (2002) Media Democracy: How the Media Colonize Politics. ‑ Malden, MA: Blackwell. Kurtz P. (1998) Secular Humanists vs. the Global Mediacracy. Free Inquiry 18 (3): 57–59.
Литература Медиакратия: современные теории и практики / под ред. А. С. Пую, С. С. Бодруновой. – СПб: Изд‑во СПбГУ, 2013. Meyer T. (2002) Media Democracy: How the Media Colonize Politics. ‑ Malden, MA: Blackwell. Kurtz P. (1998) Secular Humanists vs. the Global Mediacracy. Free Inquiry 18 (3): 57–59.