МЕДИАКРИТИКА
МЕДИАКРИТИКА
1)область журналистики, творческо-познавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих, профессиональноэтических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону медийного содержания; 2) общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании аудитории.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Медиакритика
(др. – греч. кριτική– суждение) Анализ, интерпретация и оценка медиаконтента, а также самых разных аспектов влияния медиа (в частности, средств массовой информации, журналистов) на современный социум. Медиакритика изучает и оценивает весь трансформирующийся комплекс многообразных взаимоотношений медиа с аудиторией и обществом в целом, способствует внесению социально необходимых корректив в деятельность медиа. Медиакритика, рассматриваемая как система, является компонентом (подсистемой) систем более высокого порядка – прежде всего журналистики как института и общества как комплекса социальных отношений. В зависимости от состава авторов (критиков), аудиторной направленности и предназначения создаваемых произведений (текстов) медиакритика существует в трех основных видах: академическом (в научных изданиях), профессиональном (в отраслевых изданиях) и массовом (в изданиях широкого профиля), которые образуют в совокупности сложное единство. В круг вопросов, которые изучаются и обсуждаются в рамках медиакритики, входят нарушения представителями медиа требований стандартов качества и профессиональных этических норм (например, использование вымышленных сюжетов и подставных персонажей, эксплуатация тем секса, насилия и человеческих страданий, публикация скрытой рекламы, подготовка заказных материалов и т. п.), проблемы внутренней цензуры и самоцензуры журналистов и пр. Данная проблематика может быть сужена или расширена с учетом специфики текущего момента в жизни общества, актуальности тех или иных сторон развития медиа и журналистской профессии, а также в зависимости от применяемых исследовательских методов и подходов (лингвистических, социологических, политологических и др.).
Литература Кожемякин Е. А. Медиакритика и дискурс‑анализ // Науч. ведомости Белгородск. гос. ун‑та. Сер.: Гуманитарные науки. – 2019. – Вып. 7. – № 18 (89). – С. 198–203. Короченский А. П. Пятая власть? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Ростов‑н/Д: Междунар. ин‑т журн. и филол., 2002. Медиакритика в России: творческие портреты / под ред. А. А. Левицкой. – М.: Информация для всех, 2016. Vartanova E., Lukina M. (2017) Russia. Media Accountability to the Public or the State? In: Eberwein T., Fengler S., Karmasin M. (eds.) The European Handbook of Media Accountability. – London: Routledge, pp. 216–224.
Литература Кожемякин Е. А. Медиакритика и дискурс‑анализ // Науч. ведомости Белгородск. гос. ун‑та. Сер.: Гуманитарные науки. – 2019. – Вып. 7. – № 18 (89). – С. 198–203. Короченский А. П. Пятая власть? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Ростов‑н/Д: Междунар. ин‑т журн. и филол., 2002. Медиакритика в России: творческие портреты / под ред. А. А. Левицкой. – М.: Информация для всех, 2016. Vartanova E., Lukina M. (2017) Russia. Media Accountability to the Public or the State? In: Eberwein T., Fengler S., Karmasin M. (eds.) The European Handbook of Media Accountability. – London: Routledge, pp. 216–224.