Медиалогия

Найдено 1 определение
Медиалогия
/ медиология (мedialogy / мediоlogy, медыялогiя) — комплекс идей и концепций о развитии средств массовой коммуникации, предполагающий системный анализ проблемы эволюции информационных технологий в контексте исторической динамики общества и культуры. М имеет междисциплинарный статус, поскольку опирается на разработки многих гуманитарных и социальных наук (история, социология, теория коммуникации, социальная и культурная антропология и др.). Основные принципы М как общей науки о медиа были представлены в авторской версии «медиологии» французским исследователем, журналистом и дипломатом Р. Дебре (R. Debray). В своей концепции он обобщил данные исследований 1970-80-х гг., которые в дальнейшем были продолжены такими авторами, как К. Б. Лавени (С.В. Lavenir), Ф.-Б. Хайе (F.-B. Huyghe), Х. Маурель-Индар (H. Maurel-Indart), П. Сориано (P. Soriano) и др. М. пытается обобщить, классифицировать и системно исследовать процессы передачи культурных смыслов в обществе посредством языка и образов. В частности, Р. Дебре представил собственную концепцию «передачи» (''transmission''), в которой разворачивается историческая ретроспектива наследования культурной традиции в медиасфере, что, по мнению исследователя, позволяет отделить М от обычной социологии медиа. М в первую очередь интересуют культурные изменения религий, идеологий, искусств и политических идей в обществе в течение длительных временных периодов под влиянием технологий трансляции знаний и ценностей из поколения в поколение. При этом медиологи подчеркивают функциональную значимость символической формы и материального носителя (письма, рисунка, образа), оказывающего влияние на само восприятие передаваемой информации, ее понимание и последующее использование. В современной ситуации М может быть интерпретирована не как академическая дисциплина или отрасль научного знания, но как оригинальный образовательный проект в рамках общей культурной политики, ориентированной на понимание и переосмысление роли информационных технологий как «трансляторов» традиционных ценностей в истории западной цивилизации.
Литература Дебре Р. Введение в медиалогию. М.: Праксис, 2010. Bertho Lavenir C. Les sources de l’histoire des Télécommunications // Bulletin de l’IHTP. 1984. № 18. Р. 7-11. Merzeau L. Les paradoxes de la mémoire numérique // Intercdi. 2013. № 244. Р. 68-71. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Медиалогия как синтез наук: в объективе - изменяющаяся социокультурная реальность

Астафьева Ольга Николаевна
Автор анализирует новую монографию Натальи Кирилловой «Медиалогия как синтез наук», выпущенную издательством «Академический проект».
Читать PDF
0.00 байт

МЕДИАЛОГИЯ КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ НАУКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ И ЕЕ РОЛЬ В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Кириллова Н. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Медиалогия и медиаобразование в их отношениях к филологии: история и современность

Фатеева Ирина Анатольевна
В статье прослеживается соотношение медиалогии, медиаобразования и филологии. Прогнозируется снижение роли филологии в медиалогии и профессиональной подготовке журналистов.
Читать PDF
0.00 байт

От медиакультуры к медиалогии

Кириллова Наталья Борисовна
В статье рассматриваются различные подходы к изучению медиа в контексте новой медиареальности, обусловленной процессами развития информационного общества.
Читать PDF
0.00 байт

От естественных языков к медиа: методологические и терминологические аспекты медиалогии

Разлогов Кирилл Эмильевич
Экранное творчество сегодня – это не только кино, но и различные формы телевидения, видеокассеты и видеодиски, дисплей компьютера.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт внедрения ГИС Медиалог в федеральных центрах высокотехнологичной медицинской помощи

Николаев Н. С., Бариева В. Э., Орлинский Д. Б.
В статье содержатся краткий обзор и итоги пилотных проектов внедрения госпитальной информационной системы МЕДИАЛОГ в федеральных центрах высокотехнологичной медицинской помощи.