Медиапотребление

Найдено 1 определение
Медиапотребление
(англ. media consumption) Процесс использования медиакоммуникационных технологий и ресурсов аудиторией для потребления, а также распространения и производства медиаконтента. Медиапотребление характеризуется как количественными (структура, объем), так и качественными (активность, мотивации, вовлеченность и др.) показателями. В условиях, когда медиапотребление занимает больше времени, оно становится социально влиятельным процессом, некоторые исследователи считают его социальной практикой. Медиапотребление различных групп аудитории может существенно различаться в зависимости от географического региона, возраста, поколения, пола, дохода, образования, уровня медиаграмотности, стиля жизни и других характеристик. Медиапотребление демонстрирует коренные изменения в условиях цифровой среды, становясь интегрированным в повседневную активность современного человека. Грань между медиапотреблением, коммуникацией в социальных медиа и выполнением других активностей стирается, так же как и грань между собственно потреблением медиаконтента и желанием им поделиться или отреагировать на него, участвуя таким образом в его распространении и производстве нового контента. Среднее время медиапотребления, по оценкам западноевропейских, североамериканских и российских социологов, может достигать 10 ч. в день. Количественные параметры медиапотребления становятся предметом индустриальных исследований измерителей медиарынка и медиакомпаний, покупателями которых становятся рекламодатели и медиакомпании, зарабатывающие на подписке. Особенности медиапотребления в цифровой среде трансформируют традиционные бизнес‑модели, и в результате аудитории предлагается детально персонифицированная подписка, а рекламодателям – новые рекламные модели. Данные о медиапотреблении даже при внерекламной рыночной модели остаются основной «валютой» медиабизнеса. Качественные параметры медиапотребления исследуются академическим сообществом. Ключевым теоретическим подходом для рассмотрения процесса медиапотребления в медиаисследованиях выступает теория использования медиа и удовлетворения потребностей. В связи с возросшим влиянием на все сферы общественной и частной жизни нового феномена реальности – интернет‑среды, виртуального пространства – не как набора технологий, а как среды обитания и в результате процесса медиатизации медиа способны сформировать и удовлетворить новые виды потребностей. Изначально аудитория обращалась к медиа, чтобы получить информацию, знания, развлечения. Цифровые медиа и их способность создавать среду существования человека позволяют удовлетворить более широкий набор потребностей. Например, сегодня медиапотребление связано с социализацией, потребностями в одобрении, интеграции и привязанности. Принадлежность к группе является одним из наиболее важных мотивов медиапотребления. Это измерение включает поддержание существующих социальных связей, получение социальной валидации для собственных действий и установление отношений с людьми. Другим мотивом возможно считать необходимость самовыражения и самоактуализации посредством медиапотребления. Актуальная концептуализация медиапотребления связана с феноменом активной аудитории и ее поведением в цифровой среде, вовлечением в процесс производства и распространения контента. Медиапотребление не является пассивным процессом получения информации, оно подразумевает участие аудитории в восприятии, декодировании и интерпретации информации согласно личностным особенностям и в соответствии с имеющимся социальным опытом.
Литература Вьюгина Д. М. От аудитории к медиапотребителю: трансформация концепции аудитории в медиаисследованиях // Вопросы теории и практики журналистики. ‑2017. – Т 6. – № 1. – С. 119–127. Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2014. Полуэхтова И. А. Аудитория СМИ // Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2015. ‑С. 333–356.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей)

Кирия И.В., Новикова А.А.
Статья представляет собой анализ результатов исследования специфики медиапотребления сельскими жителями многоканального телевидения.
Читать PDF
0.00 байт

Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей)

Новикова А.А., Кирия И.В.
Статьяпредставляетсобойанализрезультатовисследованияспецификимедиапотреблениясельскимижителямимногоканальноготелевидения.
Читать PDF
0.00 байт

Современное медиапотребление: модификации сущностных характеристик

Лизунова Ирина Владимировна
В статье рассматривается значимость медиапотребления в жизни человека и социума. Исследуется вовлеченность индивида/групп в процесс выбора и освоения медиаплатформ и контента.
Читать PDF
0.00 байт

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС И ДОСУГОВОЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ

Шариков Александр Вячеславович
Актуальность (контекст) тематики статьи.
Читать PDF
0.00 байт

Современное медиапотребление: свободы и ограничения

Крайникова Татьяна Степановна
Речь идёт о свободах и ограничениях в современном медиапотреблении. На материале фокус-групповых дискуссий на тему: «Что меня поражает в текстах украинских СМИ?», проведённых в период сентября-октября 2012 г.
Читать PDF
0.00 байт

Медиапотребление и медиатворчество:к вопросу об эффективной киберсоциализации молодежи

Ацута Анна Игоревна
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы молодежного медиадискурса в контексте теории киберсоциализации и последних исследований Фонда Общественного Мнения и Фонда Развития Интернет в России.
Читать PDF
0.00 байт

Медиапотребление образовательных интернет-ресурсов студентами технического вуза

Рождественская Елена Александровна, Мартинайтите Диана Александровна
В статье приведены результаты исследования медиапотребления образовательных интернет-ресурсов студентами младших курсов в процессе обучения в техническом вузе.
Читать PDF
0.00 байт

Информационная потребность жителей провинциального мегаполиса в аспекте медиапотребления

Загидуллина Марина Викторовна
В статье рассматриваются результаты масштабного социологического исследования медиапотребления с точки зрения теории информационных потребностей. Исследование проводилось в 2011 г.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности современного медиапотребления и феномен новых медиа

Чернавский Александр Сергеевич
Автор приводит некоторые существенные характеристики развития современной медиасферы в области развития сетевых коммуникационных технологий.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт изучения медиапотребления в многозадачном режиме: методология и основные результаты

Ильмухин Василь Наильевич
В данной статье явление медиапотребления в многозадачном режиме представлено комплексно, т.е. была поставлена цель дать всесторонний анализ изучаемого предмета.
Читать PDF
0.00 байт

Современные практики медиапотребления: методологический аспект изучения

Ильмухин Василь Наильевич
В повседневной жизни, современный человек пользуется множеством медиаустройств. Однако практики одновременного использования различных медиаканалов и коммуникационных устройств мало исследованы.
Читать PDF
0.00 байт

Социологический анализ практик медиапотребления: виды и методы исследований

Ильмухин Василь Наильевич
В современном обществе медиа формируют существенную часть социальной жизни и занимают в повседневности каждого из нас огромное количество времени, хотя и параллельно с прочими рутинными занятиями.