Медиарегулирование

Найдено 1 определение
Медиарегулирование
(лат. regulare – приводить в порядок) Процесс применения к медиа формальных правил, установленных органами государственной власти, а также неформальных профессиональных кодексов, разработанных профессиональными организациями самостоятельно или совместно с государством. Таким образом, медиарегулирование включает в себя два крупных блока – государственное регулирование и контроль, а также саморегулирование медиаиндустрии. Более широкое понятие «медиаполитика» включает в себя помимо государственного и саморегулирования систему сорегулирования, когда в процесс включается все большее количество субъектов общественного влияния. Для реализации демократических целей в деятельности СМИ важно применять и другие формы регулирования – саморегулирование, урегулирование, медиакритику, индустриальное регулирование, гражданское участие. Очевидно, что теоретическое осмысление медиаполитики в современном обществе должно не только формулировать ее миссию и философию, цели и задачи, но и носить прикладной характер, предлагая медиасреде и инструментарий для реализации медиаполитики, и баланс форм регулирования. В зарубежных исследованиях термин «медиаполитика» наполняется новым содержанием, хотя базовое понимание его в целом остается неизменным. В его основе лежит трактовка Д. МакКуэйла, который определял медиаполитику как «политические, законодательные, экономические, а также культурные рамки, в которых регулируется деятельность СМИ в обществе». Различают позитивное и негативное медиарегулирование: позитивное включает в себя поддержку общественно значимых медиапроектов, обеспечение информационной безопасности, защиту прав пользователей и пр., негативное медиарегулирование, как правило, связано с ограничениями для медиа (в нравственно‑этической, экономической и др. сферах). На государственном уровне медиаполитика является частью информационной политики страны, которая представляет собой систему общественно‑политических, экономических, технологических и культурных мер, направленных на гарантию и обеспечение конституционных прав граждан. Реализация государственной медиаполитики возложена на органы государственной власти и основана на законодательном регулировании медиа (массовоинформационное право, медиаправо). Следует отличать государственное регулирование в сфере медиа и контроль за деятельностью СМИ от цензуры – требования к редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы или наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
Литература Вартанова Е. Л. Медиаполитика: актуальный академический дискурс // МедиаАльманах. – 2019. – № 1. ‑С. 8‑17. Вартанова Е. Л. Медиаполитика в контексте научных исследований СМИ: российские и зарубежные векторы // Медиаскоп. – 2015. – Вып. 2. Кириллова Н. Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд‑во Уральск. ун‑та, 2015. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. – М.: МедиаМир; Фак. журн. МГУ, 2015. Панкеев И. А. Правовое регулирование СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2019. McQuail D., Siune K. (eds.) (1998) Media Policy: Convergence, Concentration, and Commerce. – London: Sage.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019