Медиасистема

Найдено 1 определение
Медиасистема
(англ. media system) Понятие, с помощью которого описывается и исследуется система СМИ и шире – медиакоммуникаций – определенного государства. Как правило, большинство теоретических построений, связанных с медиасистемами, изучают СМИ в общенациональном масштабе. Медиасистема – это сложная многоуровневая и многовекторная среда, образованная медиаинститутами в их взаимодействии между собой и во взаимодействии с обществом, другими его институтами, а также индивидуумами/гражданами (аудиторией), взаимосвязанной и конкурентной системой предприятий медиарынка (включающего в себя как отдельные типологические сегменты традиционных СМИ и новых медиа – прессу, телерадиовещание, онлайн‑СМИ, так и инфраструктурные предприятия, то есть производящие компании), определенными профессиональными сообществами и видами деятельности по созданию, производству и распространению медиапродуктов и медиауслуг. Переход сегментов медиасистемы в единую и универсальную, а именно цифровую форму, а также процессы конвергенции технологических медиаплатформ и прежде разделенных отраслей медиа, ИТ и телекоммуникаций, включение аудитории в процессы производства и распространения контента не только расширили границы медиасистемы, но и потребовали ее нового понимания. Появляется термин «экосистема ИТ – телекоммуникации – медиа» для обозначения не только новой технологической среды, в которой сегодня существуют СМИ, но и для характеристики современных производственных, социальных и культурных реалий медиасистемы в целом. Основные сегменты медиасистемы: газеты (ежедневные, еженедельные, существующие как в «бумажной», так и в онлайн‑версии); журналы (любой периодичности и тематической направленности в «бумажной» и онлайн‑версии); радио (все диапазоны, сетевое, местное, аналоговое, цифровое, вещающее как в эфире, так и в Интернете); телевидение (эфирное, сетевое, кабельное, спутниковое – как аналоговое, так и цифровое); интернет‑СМИ (не имеющие аналогов в других медийных средах); информационные агентства, пресс‑синдикаты; книгоиздательские компании; киностудии, радио‑ и телепроизводящие компании; музыкальные звукозаписывающие студии; предприятия рекламного бизнеса; структуры системы связей с общественностью. В связи с бурным развитием онлайн‑коммуникации и расширением ее аудитории встает вопрос и о включении в медиасистему новых сегментов – многофункциональных порталов, поисковых машин (поисковиков), социальных сетей, мессенджеров и платформ. Теоретическое изучение медиасистем начинается с книги «Четыре теории прессы» Ф. Сиберта, У Шрамма и Т Питерсона (1956). Авторы конструируют четыре модели медиасистемы на основе следующих детерминант – представления общества о природе человека, природе общества, природе общества и государства, отношениях индивида к государству, природе знания и истины. В результате книга давала читателям представление о своего рода «связанности» прессы, понимавшейся авторами не только как периодическая печать, но как средства массовой информации в целом. После выхода в 2004 г. одной из наиболее цитируемых работ в области медиаисследований – монографии Д. Халлина и П. Манчини «Сравнивая медиасистемы. Три модели медиа и политики» – споры о моделях медиасистем и о самом понятии «медиасистема» разгорелись с новой остротой. Ученые обозначили четыре переменные, формирующие, по их мнению, медиасистему во всех странах: развитие медиарынков, основанных прежде всего на массовой прессе; политический параллелизм в СМИ; отношения государства и массмедиа и уровень журналистского профессионализма. Несмотря на значимость понятия «медиасистема», на его достаточно давнее присутствие в академическом дискурсе, среди исследователей сохраняется определенное неудовлетворение самим термином. Возникают разные его синонимы и уточнения – медиасфера, медиапространство, медиасреда. Однако именно термин «медиасистема», как показывает история медиаисследований, имеет фундаментальную концептуальную основу и продолжает оставаться уместным и полезным аналитическим инструментом в сравнительных медиаисследованиях. Кроме того, в отличие от понятия «медиа», которое не является операциональным определением, так как отсылает к медиа как многоаспектному феномену, имеющему сложную природу, «медиасистема» (как единица анализа) пригодна для проведения эмпирических исследований. «Медиасистема» обобщает реальную практику национальной медиасреды, но остается также теоретическим конструктом, потому что медиасистему в конкретной стране измерить довольно сложно. Очевидные силы национального влияния заставляют уходить от универсализации. Значимыми критериями при изучении медиасистемы становятся географический, геополитический, демографический, культурноэтнический, экономический, технологический, культурно‑институциональный и законодательный.
Литература Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2017. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Нац. ин‑т прессы; Вагриус, 1998. Hallin D. C., Mancini P. (2004) Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics (Communication, Society and Politics). – Cambridge: Cambridge University Press.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Медиасистема городов-миллиоников: методологические предпосылки исследования

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В.
В статье охарактеризованы методологические предпосылки исследования медиасистемы городов-миллионников.
Читать PDF
0.00 байт

Медиасистема Подмосковного города

Волкова Татьяна Григорьевна
Статья анализирует систему СМИ подмосковного города Жуковского, системообразующие факторы, связанные с его экономическими и социально-демографическими особенностями.
Читать PDF
0.00 байт

Медиасистема Абхазии: характер становления и развития

Шулумба Батал Владимирович
В статье исследуются основные факторы, способствовавшие становлению и развитию медиасистемы Абхазии в постсоветский период.
Читать PDF
0.00 байт

Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации

Демина Ирина Николаевна, Шкондин Михаил Васильевич
В процессе становления информационного общества все отчетливее выявляются недочеты в оптимизации отечественной медиасистемы.
Читать PDF
0.00 байт

Медиасистема: аспекты синергетического анализа

Шкондин Михаил Васильевич, Демина Ирина Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Нидерландская медиасистема на современном этапе: переход от демократического корпоративизма к либера

Гладкова А.А.
В данной работе предложен анализ медиасистемы Нидерландов в рамках концепции Д. Халлина и П.
Читать PDF
0.00 байт

Трасформация медиасистемы в Польше после 1989 г

Kaczmarczyk М.
В статье рассматриваются основные процессы и итоги трансформационных процессов в медиасистеме Польши в постсоциалистический период.
Читать PDF
0.00 байт

Методика исследования виртуальных сообществ как нового элемента медиасистемы

Седачёв Игорь Владимирович
В статье приводится апробированный за рубежом опыт исследования современных масс-медиа и анализируются возможности его применения для исследования виртуальных сообществ.
Читать PDF
0.00 байт

ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ МЕДИАСИСТЕМ

Дугин Евгений Яковлевич
В статье анализируются теоретико-методологические подходы к исследованию медиасистем.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация медиасистемы: человеческий потенциал

Демина Ирина Николаевна
В третьей из цикла статей о трансформации медиасистемы рассматриваются элементы интеллектуального потенциала медиаотрасли. Определяются характеристики человеческого потенциала масс-медиа. Выделяется духовный потенциал медиа.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация медиасистемы: взаимовлияние экономики и журналистики

Демина Ирина Николаевна
Статья четвертая из цикла статей о трансформации медиасистемы. Рассматривается процесс конвергенции теории журналистики и экономики.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация медиасистемы: общие подходы и технологический аспект

Демина Ирина Николаевна
Статья является первой из цикла статей, посвященных трансформации российской медиасистемы. Дается характеристика роли и места масс-медиа в социальной трансформации. Перечисляются изменения медиа.