(англ. media event) Публичное мероприятие, изначально спланированное и организованное для широкого освещения в медиа. В начале 1960‑х гг. американский историк Д. Бурстин использовал термин «псевдособытие» (англ. pseudo event) для описания искусственно создаваемых (чаще всего) совместно политиками, специалистами по связям с общественностью и представителями крупных медиа новостных поводов, вроде различных годовщин, юбилеев, торжественных открытий и т. п., на которых политики выступают больше как «звезды» (англ. celebrity), чем как общественные деятели. Подобные мероприятия получают широкое медийное освещение и заменяют «реальные новости», на что особенно повлияло появление и стремительное развитие телевидения. Наиболее детальный анализ медиасобытий был произведен Э. Катцем, который разрабатывал эту тему с конца 1970‑х гг., считая медиасобытия одним из способов «анестетизации политики». Для него медиасобытия связаны в первую очередь с обязательным их освещением в прямых телевизионных трансляциях, которые способны собрать у экранов огромную аудиторию. В качестве примеров он использовал трансляцию высадки первого человека на Луне или сенатские слушания в рамках Уотергейтского скандала. Согласно Э. Кацу, основными характеристиками медиасобытий необходимо считать: 1) прямую телетрансляцию, 2) их организацию без непосредственного участия медиа (т. е. они рассчитаны на трансляцию, но неизбежно состоятся, даже если ее не будет), 3) наличие очевидных драматических и ритуальных элементов – мощной эмоциональной и символической составляющей, 4) четкую спланированность, 5) выстроенность вокруг ярких личностей, которые являются основными действующими лицами, 6) отражение важнейших для конкретного общества (сообщества) социальных установок, из‑за следования которым освещение таких событий нельзя пропускать. При этом в российской теории журналистики и теории медиа понимание медиасобытия почти не пересекается с исходными разработками зарубежных специалистов и максимально упрощено. Под медиасобытием могут пониматься пресс‑конференции, церемонии награждения и т. д., но чаще всего – любое событие, которое было освещено в СМИ.
Литература Горохов В. М., Гринберг Т. Э. Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2018. Boorstin D. J. (1964) The Image: A Guide to PseudoEvents in America. – NY; Boston: Harper Colophon Books. Katz E., Dayan D. (1992) Media Events: The Live Broadcasting of History. – Cambridge: Harvard University Press.
0.00 байт
Конструирование медиасобытия: специфика социального хронотопа
На основе анализа публикаций о затоплении теплохода «Булгария» в статье исследуются механизмы конструирования медиасобытия и наполнения массового информационного потока.