Медиатизация

Найдено 1 определение
Медиатизация
(англ. mediatisation) Метапроцесс современности, который характеризуется возрастающим влиянием медиа на все общественные сферы, а также проникновением медиалогики в повседневную жизнь социума. В медиаисследованиях понятие медиатизации начинают разрабатывать с начала 1990‑х гг. Термин впервые был упомянут английским социологом и исследователем Джоном Томпсоном в 1990 г., в 1995 г. он уже активно использует это понятие в работе «Медиа и современность» для обозначения роли медиа как институционально организованных структур, транслирующих не просто информацию, но образцы культуры, формирующие общество. Немецкие исследователи использовали понятие медиатизации для определения роли медиа в социальных изменениях в широком смысле, подчеркивая, что медиатизация относится к изменениям, связанным с развитием ИКТ, а технологические, знаковые и экономические характеристики массовой информации приводят к проблеме зависимости, ограничений и искажений/преувеличений. Фридрих Кротц рассматривает медиатизацию как один из четырех основных метапроцессов, которые сформировали и продолжают формировать современность – наряду с глобализацией, индивидуализацией и коммерциализацией. Медиатизация – это исследования крупных социально‑структурных и социально‑культурных последствий развития общественной коммуникации в сочетании с техническо‑материальными характеристиками медиа. Таким образом, медиатизация представляется непрерывным процессом, преобразующим отношения на всех уровнях социальной реальности. Датский медиаисследователь Стиг Хьярвард под медиатизацией понимает процесс, посредством которого общество все в большей степени представлено медиа или становится зависимым от медиа и их представлений и логики. По его определению, медиатизация – это двусторонний социальный процесс, посредством которого общество насыщается средствами массовой информации в такой степени, что они уже не могут рассматриваться отдельно от других общественных институтов. В отечественных исследованиях понятие медиатизации впервые встречается в 1991 г. в основном в целях описания особой технологической инфраструктуры, призванной обеспечить индивидуальный и коллективный доступ ко всем духовным богатствам информационной цивилизации. Но затем и российские исследователи заговорили о «медиатизации общества» как становлении особого типа социального пространства. Ускорение и усиление процессов медиатизации, влияющей на все сферы общественной жизни, социальные практики и функционирование общественных институтов, а также повседневную жизнь современного человека, сформировали представление об аудитории медиа в целом как о «человеке медийном». «Человек медийный» – это характеристика не только аудитории медиа, но вообще современного человека. Медиапотребление, будучи важной социальной практикой, начинает стирать границы между массовой аудиторией медиа и конкретным индивидом, зачастую ставя между ними знак равенства. «Человек медийный» – это член общества, бытие которого определяется и в значительной степени формируется медиасодержанием как продуктом, производимым отдельной отраслью современной экономики – медиаиндустрией и потребляемым в процессах массовой, медиа‑/социальной коммуникации, а также коммуникационными отношениями и интересами индивида. Медиатизация трактуется исследователями с различных точек зрения: с одной стороны, это процесс мощного влияния медиа на все социальные сферы развития социума и мышление каждого отдельного индивида, с другой стороны, медиатизация рассматривается как совокупность методов и ресурсов, связанных с технологическим развитием средств связи и коммуникаций. Вопрос определения понятия медиатизации и его основных функций неодинаково рассматривается разными исследователями, однако все они признают определяющую роль медиа в социальных изменениях. Это двусторонний процесс, в рамках которого медиа и различные сферы общественной и культурной жизни оказывают определяющее и формирующее взаимное влияние друг на друга, – процесс изменения всего социального мира, связанный с использованием новых форм и средств коммуникации.
Литература Вартанова Е. Л. От человека социального – к человеку медийному // Теория СМИ. Актуальные вопросы. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 56–66. Гуреева А. Н. Концептуализация процесса медиатизации в России и за рубежом // МедиаАльманах. – 2018. ‑№ 5. – С. 16–21. Adolf M. T (2017) The Identity of Mediatization: Theorizing a Dinamic Field. In: Driessens O., Hepp A., Bolin G., Hjarvard S. (eds.) Dynamicso of Mediatization: Institutional Change and Everyday Transformations in a Digital Age. – Cham: Palgrave Macmillan, pp. 11–33. DOI: 10.1007/978‑3‑319‑62983‑4_2 Couldry N., Hepp A. (2017) The Mediated Construction of Reality. – Cambridge: Polity Press. Hepp A. (2013) The Communicative Figurations of Mediatized Worlds: Mediatization Research in Times of the ‘Mediation of Everything’. European Journal of Communication 28 (6): 615–629. Krotz F. (2009) Mediatization: a Concept with Which to Grasp Media and Societal Change. In: Lundby K. (ed.) Mediatization: Concept, Changes, Consequences. – NY: Peter Lang, pp. 21–40.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа

Дукин Руслан Альбертович
В статье рассматриваются особенности социологического изучения феномена медиатизации. Объясняется роль медиа в современном обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация неформального освоения городского пространства в "Explore Everything" Бредли Гарретта

Баранов Никита Георгиевич
Рецензируется монография британского специалиста по культурной географии Брэдли Гар-ретта о феномене Urban Exploration (городских исследований).
Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях

Агеева Галина Михайловна
Рассматриваются особенности репрезентации образов памяти в медиасреде, виртуализации социального механизма запоминания / забвения, анализируются формы аккумуляции и трансляции прошлого в цифровую эпоху.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация культуры и мифы современности

Козлова Елена Геннадьевна
В данной статье идет речь о медиатизации жизни общества, сложностях и противоречиях передачи и восприятия информации в современной культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Отечественное военное кино 1911-2011 годов: медиатизация памяти

Чистякова Виктория Олеговна
Статья посвящена анализу способов репрезентации войн прошлого в массовом кино. Рассматриваются отечественные игровые фильмы 1911-2011 годов.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация как фактор современного политического дискурса

Агаронян Лиана Арутюновна
В статье рассматривается проблема медиатизации политического дискурса, ставшая естественным результатом стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, оказавшего существенное влияние на все сферы общественной ж
Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация общества: проблемы и последствия

Смеюха В.В.
Автор рассматривает причины усиления влияния массмедиа на общество, условия появления человека нового типа человека медийного, его роль и место в медиасреде, а также выявляет причины и последствия негативного медиавоздействия на а
Читать PDF
0.00 байт

Язык и медиатизация в парадигме западных исследований

Кокконен Е.И.
В статье рассматриваются подходы западных ученых к пониманию медиатизации и изменений, происходящих в языке.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования

Шмелева Т.В.
В статье рассматривается феномен медиатизации как одна из главных характеристик современного общества, которое все чаще именуют медиатизированным.
Читать PDF
0.00 байт

МЕДИАТИЗАЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ: САЙТ РОССИЙСКОГО ВУЗА

Гуреева Анна Николаевна
Медиатизация становится характерной чертой современности и подчеркивает роль медиа как инструмента общественного взаимодействия во всех областях культурного развития, в том числе и в научно-образовательной среде.
Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация религиозных ценностей как фактор формирования культуры диалога в российской журналистик

Хруль В.М.
Рассматривая логические и функциональные аспекты динамической системы «плюрализм диалог консенсус» в публичной сфере и роль российской журналистики в содействии диалогу, автор обращается к особенностям медиатизации религиозных цен
Читать PDF
0.00 байт

Медиатизация и виртуализация современного пространства публичной политики

Володенков Сергей Владимирович
Данная статья посвящена теме виртуализации и медиатизации современной публичной политики в условиях функционирования глобального информационного общества.