(англ. mediatisation) Метапроцесс современности, который характеризуется возрастающим влиянием медиа на все общественные сферы, а также проникновением медиалогики в повседневную жизнь социума. В медиаисследованиях понятие медиатизации начинают разрабатывать с начала 1990‑х гг. Термин впервые был упомянут английским социологом и исследователем Джоном Томпсоном в 1990 г., в 1995 г. он уже активно использует это понятие в работе «Медиа и современность» для обозначения роли медиа как институционально организованных структур, транслирующих не просто информацию, но образцы культуры, формирующие общество. Немецкие исследователи использовали понятие медиатизации для определения роли медиа в социальных изменениях в широком смысле, подчеркивая, что медиатизация относится к изменениям, связанным с развитием ИКТ, а технологические, знаковые и экономические характеристики массовой информации приводят к проблеме зависимости, ограничений и искажений/преувеличений. Фридрих Кротц рассматривает медиатизацию как один из четырех основных метапроцессов, которые сформировали и продолжают формировать современность – наряду с глобализацией, индивидуализацией и коммерциализацией. Медиатизация – это исследования крупных социально‑структурных и социально‑культурных последствий развития общественной коммуникации в сочетании с техническо‑материальными характеристиками медиа. Таким образом, медиатизация представляется непрерывным процессом, преобразующим отношения на всех уровнях социальной реальности. Датский медиаисследователь Стиг Хьярвард под медиатизацией понимает процесс, посредством которого общество все в большей степени представлено медиа или становится зависимым от медиа и их представлений и логики. По его определению, медиатизация – это двусторонний социальный процесс, посредством которого общество насыщается средствами массовой информации в такой степени, что они уже не могут рассматриваться отдельно от других общественных институтов. В отечественных исследованиях понятие медиатизации впервые встречается в 1991 г. в основном в целях описания особой технологической инфраструктуры, призванной обеспечить индивидуальный и коллективный доступ ко всем духовным богатствам информационной цивилизации. Но затем и российские исследователи заговорили о «медиатизации общества» как становлении особого типа социального пространства. Ускорение и усиление процессов медиатизации, влияющей на все сферы общественной жизни, социальные практики и функционирование общественных институтов, а также повседневную жизнь современного человека, сформировали представление об аудитории медиа в целом как о «человеке медийном». «Человек медийный» – это характеристика не только аудитории медиа, но вообще современного человека. Медиапотребление, будучи важной социальной практикой, начинает стирать границы между массовой аудиторией медиа и конкретным индивидом, зачастую ставя между ними знак равенства. «Человек медийный» – это член общества, бытие которого определяется и в значительной степени формируется медиасодержанием как продуктом, производимым отдельной отраслью современной экономики – медиаиндустрией и потребляемым в процессах массовой, медиа‑/социальной коммуникации, а также коммуникационными отношениями и интересами индивида. Медиатизация трактуется исследователями с различных точек зрения: с одной стороны, это процесс мощного влияния медиа на все социальные сферы развития социума и мышление каждого отдельного индивида, с другой стороны, медиатизация рассматривается как совокупность методов и ресурсов, связанных с технологическим развитием средств связи и коммуникаций. Вопрос определения понятия медиатизации и его основных функций неодинаково рассматривается разными исследователями, однако все они признают определяющую роль медиа в социальных изменениях. Это двусторонний процесс, в рамках которого медиа и различные сферы общественной и культурной жизни оказывают определяющее и формирующее взаимное влияние друг на друга, – процесс изменения всего социального мира, связанный с использованием новых форм и средств коммуникации.
Литература Вартанова Е. Л. От человека социального – к человеку медийному // Теория СМИ. Актуальные вопросы. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 56–66. Гуреева А. Н. Концептуализация процесса медиатизации в России и за рубежом // МедиаАльманах. – 2018. ‑№ 5. – С. 16–21. Adolf M. T (2017) The Identity of Mediatization: Theorizing a Dinamic Field. In: Driessens O., Hepp A., Bolin G., Hjarvard S. (eds.) Dynamicso of Mediatization: Institutional Change and Everyday Transformations in a Digital Age. – Cham: Palgrave Macmillan, pp. 11–33. DOI: 10.1007/978‑3‑319‑62983‑4_2 Couldry N., Hepp A. (2017) The Mediated Construction of Reality. – Cambridge: Polity Press. Hepp A. (2013) The Communicative Figurations of Mediatized Worlds: Mediatization Research in Times of the ‘Mediation of Everything’. European Journal of Communication 28 (6): 615–629. Krotz F. (2009) Mediatization: a Concept with Which to Grasp Media and Societal Change. In: Lundby K. (ed.) Mediatization: Concept, Changes, Consequences. – NY: Peter Lang, pp. 21–40.
0.00 байт
Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа
В статье рассматриваются особенности социологического изучения феномена медиатизации. Объясняется роль медиа в современном обществе.