МЕХАНИЧЕСКАЯ и ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
mechanical and organic solidarity) — различие, идущее от Эмиля Дюркгейма (1893), между двумя типами социальной солидарности: механической, основанной на подобии индивидуумов, формой солидарности преобладающей в простых и менее развитых обществах, и панической, основанной на разделении труда, идеально подходя-Для современных развитых обществ. Дюркгейм сформулировал посредством выявления основных демографических и морфологических особенностей каждой формы права, а также колотого сознания. Действительность, доказывал Дюркгейм, была такова, что в современных обществах органическая солидарность далека от реализации. См. также Интеграции.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
(англ. mechanical and organic solidarity) – различие, идущее от Э. Дюркгейма (1893), между двумя типами социальной солидарности: механической, основанной на подобии индивидов формой солидарности, преобладающей в простых и менее развитых обществах, и органической, основанной на разделении труда, характерной для современных развитых обществ. Уже в период феодализма, по Э. Дюркгейму, между работником и хозяином возникла механическая солидарность: хотя работник и не был юридически равноправен хозяину, он пользовался определенной частью получаемого продукта.
Присущие мануфактурному периоду формы разделения труда и пожизненного прикрепления рабочих к частичной трудовой функции явились основой существования механической солидарности. Замена мануфактурного производства производством, основанным на применении машин и использовании наемного труда, создала предпосылки для возникновения органической солидарности. Непрерывное распределение различных человеческих работ порождает и усиливает органическую солидарность и само становится причиной возрастающей сложности и объема социального организма. Тем самым разделение труда становится, по Э. Дюркгейму, условием воспроизведения органической солидарности, так как связывает между собой работников, группы, классы, участвующие своим особым способом в социально-экономическом развитии общества.
Лит.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

СОЛИДАРНОСТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ и ОРГАНИЧЕСКАЯ
типология (дихотомия), введенная Э. Дюркгеймом для характеристики основных историч. типов об-ва. Занимаясь общей проблемой связей, объединяющих людей в об-во, Дюркгейм конкретизировал ее как проблему природы и функций соц. солидарности и как объяснение историч. перехода от одной обществ. формы к др.
Механической Дюркгейм называет солидарность, господствующую в неразвитых архаич. об-вах, по аналогии с той связью, к-рая существует между молекулами неорганич. вещества, не имеющими собственного лица и связанными чисто механически. Это "коллективный тип" солидарности, определяемый сходством, подобием составляющих его индивидов, одинаковостью исполняемых ими обществ. функций, неразвитостью личностных черт, поглощенностью личности коллективом. С развитием разделения труда как главного фактора, растворяющего единое коллективное сознание, создается новый тип обществ. сознания. Об-во, в к-ром каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с разделением обществ. труда, напоминает живой организм, и Дюркгейм называет новый тип связей между индивидами, создаваемый разделение труда обусловливает развитие личностных способностей и талантов индивидов. Чувство органич. связи с об-вом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов, становящихся в процессе труда полноценными личностями. Лит.: Дюркгейм Э. О развитии общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Самоубийство: социологический этюд. Е.В. Осипова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Механическая и органическая солидарность

Центральная проблема для Дюркгейма - проблема социальной солидарности. Солидарность для него - синоним общественного состояния. Согласно Дюркгейму существует 2 вида солидарности: механическая и органическая.
Механическая солидарность.
Присуща неразвитым, архаическим обществам. Здесь солидарность определяется похожестью составляющих общество индивидов, аналогичностью социальных функций, выполняемых этими индивидами. Механическая солидарность возможна посредством поглощения индивидуальности коллективом. Механической солидарности соответствует репрессивный закон, функция которого - наказать индивида, нарушающего закон или обычай.
Органическая солидарность.
Присуща развитым обществам, где каждый индивид выполняет специфическую функцию в соответствии с разделением труда. Поскольку разделение труда ослабляет коллективное сознание, то становится главным источником органической солидарности. Каждый индивид здесь - личность.
Органической солидарности соответствует реститутивный закон, функция которого - произвести обзор прошлого, чтобы привести его к нормальной форме.
Дюркгейм считал, что социальная солидарность обеспечивается разделением труда. В своей работе "О разделении общественного труда" он доказывал, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает следующую теорию.
Если в архаических ("сегментарных") обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в "коллективном сознании" ("механическая солидарность"), то в развитых ("организованных") социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной зависимости и взаимообмене ("органическая солидарность"), причем "коллективное сознание" здесь не исчезает, но становится более общим, действует в более ограниченной сфере. Разделение труда - это фактор, который обуславливает переход от первого типа обществ ко второму. Следствием разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни. Рост противоречий между трудом и капиталом он выводил из слишком высоких темпов социального развития. Он различал такие "патологические формы" капитализма, как аномия, социальное неравенство, неадекватная организация разделения труда.

Источник: Термины по социологии: глоссарий, проект Kidnina.ru