МЭЙО ЭЛТОН
Источник: Большой толковый социологический словарь
1880-1949) - один из основоположников социального менеджмента. Родился в Австралии, изучал этику, философию и логику, затем в Шотландии - медицину и психологию. Переехав в США, поступил в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском университете. С 1926 г. - профессор индустриальной социологии в Гарвардском университете. Внес значимый вклад в становление социального менеджмента своими ставшими знаменитыми хоторнскими экспериментами в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго (1927-1932). В годы Второй мировой войны изучал проблемы человеческих отношений в отраслях оборонного комплекса. В 1947 г. переехал в Великобританию, где продолжал научные исследования и консалтинговую деятельность. Считается основателем школы человеческих отношений в менеджменте. Критиковал классические теории менеджмента за упрощенный взгляд на природу поведения персонала в организации: стремление минимизировать роль человеческого фактора, ориентацию на формализацию отношений и иерархию управления. Мэйо настаивает на гуманизации тэйло- ровских методов рационализации производства, подвергает сомнению эффективность бюрократической формы управления, предлагая социально-психологические технологии [33, 42, 75].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Известен как непримиримый критик положений классической школы, отвергающий ее ориентацию на приоритет формализации отношений и иерархического строения организации, а также как автор гуманистической социальной философии, во многом альтернативной тейлоровским представлениям о природе человека и предложенным им методам управления. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов.
Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения.
Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала, самоорганизации.
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000
Обобщение эмпирических данных привело его к созданию социальной философии менеджмента. В основе концепции М. лежат следующие принципы: (1) человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения; (2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; (3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Это, по М., обеспечивает социальную стабильность об-ва и удовлетворенность индивида своей работой. Рационализация управления, учитывающая социальные и психологические аспекты трудовой деятельности людей,— основной путь решения классовых противоречий капиталистического об-ва. Социальная практика доктрины «человеческих отношений» основывалась на провозглашенном М. принципе замены индивидуального вознаграждения групповым (коллективным), экономического — социально-психологическим (благоприятный моральный климат, повышение удовлетворенности трудом, практика демократического стиля руководства).
Отсюда и разработка новых средств повышения производительности труда: «паритетное управление», «гуманизация труда», «групповые решения», «просвещение служащих» и т. д. По сравнению с тейлоризмом изменилось и отношение к профсоюзам — они стали рассматриваться как партнеры в деловых отношениях на предприятии. М. так и не удалось создать непротиворечивую в методологическом плане теорию человеческого поведения в организации. Пренебрежение широким системным подходом привело М., с одной стороны, к фетишизации психологических факторов труда, а с др.— к построению метафизической по своей сущности концепции социального прогресса. А. И. Кравченко
1880-1949) - американский социолог и психолог, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины "человеческих отношений". Начиная свое образование, он специализировался на изучении этики, философии и логики, а позже, в Шотландии - медицины и психопатологии. Большое влияние на формирование взглядов М. оказали идеи Э. Дюркгейма и З. Фрейда . Переехав в США, он продолжил образование в университете Квинсленд в Брисбэне (1919-1923) и в Школе финансов и коммерции при Пенсильванском университете в Филадельфии (1923-1926). После завершения учебы М. работает в качестве профессора индустриальной социологии в Высшей школе делового администрирования Гарвардского университета (1926-1947). Значительный вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии внесли научные исследования М. в Западной электрической компании близ Чикаго (знаменитые Хоторнские эксперименты, 1927-1932), которые сделали М. влиятельной фигурой в рамках школы человеческих отношений. Анализ Хоторнских экспериментов он изложил в работе "Человеческие проблемы индустриальной цивилизации" (1933), которую считают его наиболее важной книгой. М. также предложил программу рекомендаций по персоналу, в которой он обращается к специфическим потребностям индустриальных рабочих, не получающих удовлетворения от своей работы в больших организациях. Его партнеры Ф.Й. Ротлисбергер и У.Дж. Диксон суммировали результаты исследования в работе "Управление и рабочий" (1939). Отдельные части этого исследования - это касается массива данных, отношений труда и управления, неформальных взаимоотношений между фабричными служащими - интересны для специалистов до сих пор. После Хоторнских экспериментов М. возглавил отдел исследований индустриальных отношений в Высшей школе делового администрирования Гарварда.
Исследуя воздействие различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на производительность труда на промышленном предприятии, М. показал особую роль человеческого и группового фактора в ее повышении. Вслед за Дюркгеймом он считал, что научно-технические достижения опередили социальные навыки и установки человека, одним из следствий чего стало широкое распространение аномии. Это было очевидно на примере спонтанной организации неформальных группировок в промышленности, как показали Хоторнские эксперименты.
Обобщив эмпирические данные, М. сформулировал социальную философию менеджмента. В ее основе лежат следующие принципы: 1) человек - "социальное животное", предрасположенное к групповому поведению и включенное в него; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители индустрии должны ориентироваться в большей мере на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой. Рационализация управления, учитывающая социальные и психологические аспекты труда - основной путь решения социальных противоречий. Основой социальной практики доктрины "человеческих отношений" был принцип замены индивидуального вознаграждения групповым (коллективным), экономического - социально-психологическим (благоприятный морально-психологический климат, повышение удовлетворенности трудом, использование демократического стиля руководства). Вместе с этим предлагались новые пути и средства повышения производительности труда: "паритетное управление", "гуманизация труда", "групповые решения", "просвещение служащих" и т.п. М. выступал за развитие социальной подготовки менеджеров, способных наладить эффективное управление группами рабочих в промышленности, обеспечивая социальное закрепление и повышая значение наемных рабочих и тем самым устраняя причины аномии. Вместе с тем предполагалось сохранить способность промышленности укреплять и кооперативный дух в общ-ве, иначе оно будет ослаблено индивидуализмом. Его идеи оказали влияние на практику и на идеологию менеджмента, а также на последующие социальные исследования в промышленности.
В.А. Балцевич
Источник: Социология: энциклопедия