МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
состоит из двух понятий: инновация (коммерциализованное новшество, например, обладающее высокой эффективностью) и менеджмент (совокупность способов управления). Объектами ИМ являются инновация и инновационные процессы. Инновационный процесс – это последовательня деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию новых идей и вещей... Укрупненно инновации могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние, в большинстве случаев, неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических новшеств. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал. Задачами ИМ являются: планирование инновационной деятельности организации, которая включает в себя: формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации); определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей; выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии; организация инновационной деятельности; мотивация участников инновационной деятельности; систематическая оценка результатов; использование нового.
Лит.: Друкер П. Бизнес и инновации. М., 2007; Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. М., 2007; Гершман М.А. Инновационный менеджмент. М., 2008. В.В. Пачин

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ
особое направление менеджмента, взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. М. и. призван обеспечивать эндогенную гармонизацию – согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию – согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой. Вырабатывает способы, методы, механизмы управления, соответствующие виду инновации. Эндогенная гармонизация осуществляется через механизмы выработки и реализации решений относительно использования внутренних и внешних ресурсов в инновационных процессах.
Согласно результатам исследований, проведенных в рамках проекта «Управление инновациями и модернизация постсоветской промышленности» (Москва – Минск), взаимоотношения между субъектами инновационных процессов внутри предприятия (технологами и экономистами, технологами и маркетологами) складываются не в соответствии с международными стандартами, а в русле определенного состояния организационной культуры, характерного для большинства постсоветских индустриальных организаций. Сохранившаяся в маркетинге ориентация на «рынок продавца» приводит к ряду проблемных ситуаций в эндогенной гармонизации. Так, хотя целью инноваций, как правило, является улучшение экономического положения предприятия, собственно экономические структуры играют в инновационной деятельности весьма скромную роль.
Мнение об экономической целесообразности тех или иных изменений формируется обычно лично директором или даже вышестоящими по отношению к нему органами. Достаточно часто экономическая экспертиза нововведения не проводится вообще, и лишь после его провала высказывается сожаление о том, что не было вовремя сделано «необходимых расчетов». Для современного менеджмента характерна позиция, в соответствии с которой на традиционном предприятии, ориентированном на партнерские отношения, должны работать эксперты, которые взяли бы на себя функцию экономических расчетов. Данная логика основана на редуцировании функций предприятия до чисто конструкторских и производственных; оценка же целесообразности той или иной инновации, ее экономической перспективности, как предполагается, должна исходить извне.
Реальная роль маркетинговых служб в инновационных процессах служит важным индикатором того, насколько эти процессы рыночно ориентированы. Существующая тенденция рассмотрения маркетинга как прежде всего коммерческой практики приводит к тому, что положение маркетинга на уровне конкретного предприятия рассматривается, скорее, как с точки зрения экономических отношений, без учета социальных и организационных аспектов. В большинстве случаев анализируется экономическая эффективность маркетинговых структур, без уделения внимания вопросам, связанным с характером организационной культуры и направленностью развития предприятия. За рамками исследований часто остаются такие вопросы, как влияние внешней среды на развитие организации, особенности профессиональной социализации менеджеров, выбора оптимальной стратегии поведения на рынке, взаимоотношений с другими службами предприятия.
Таким образом, механизмы эндогенной гармонизации инновационных процессов в рамках постсоветских промышленных предприятий представляются весьма несовершенными в силу традиционной ориентации субъектов взаимодействия на «рынок продавца» и подходам к инновации скорее как технико-технологическому, чем экономическому мероприятию. Очевидно, что одним из условий совершенствования названных механизмов может быть создание баланса между влиянием технологических и экономических служб, каждая из которых должна обеспечивать свой аспект разработки нововведений. Кроме того, можно выделить следующие факторы, усугубляющие несовершенство механизмов эндогенной гармонизации: ориентация предприятия на конкретного заказчика, выпуск продукции «на заказ»; «прозрачность», незанятость многих рыночных ниш; особенности управленческой культуры, технократизм и техницизм мышления большинства руководителей предприятий, приводящий к преобладанию интуитивно-опытных механизмов принятия решений над рациональными. Экзогенная гармонизация осуществляется посредством механизмов государственного инвестирования инновационных проектов, заложенных в государственных программах научно-технического развития.
Анализ научно-технической политики Республики Беларусь с целью выявления ее эффективности (в рамках того же исследования) приводит к следующим выводам. Научно-техническая политика республики формируется на уровне концепций, в которых государственная поддержка предприятий базовых отраслей, наряду с точечной поддержкой предприятий прогрессивного технологического уклада, предваряет решение основной стратегической задачи создания и эффективного функционирования предприятий прогрессивного промышленного комплекса. Вместе с тем в государственных программах научно-технического развития, рассматриваемых в качестве инструмента реализации научно-технической политики, основное внимание уделяется таким показателям, как объемы реализации промышленной продукции, объемы инвестиций в основной капитал, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Инвестиционная деятельность в промышленности не является целью (или одной из целей) государственной программы и не выделяется в качестве приоритетного критерия для поддержки инновационно-активных предприятий. Феномен инновации связывается прежде всего с качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции и практически не связан с инвестиционными проектами. При подобном государственном подходе к инновационной деятельности процесс решения первой задачи – поддержки предприятий базовых отраслей – не имеет достаточных оснований для перехода к следующему, основополагающему процессу – развитию предприятий прогрессивного технологического уклада – и может затянуться на десятилетия.
Лит.: Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб., 2002; Инновации в постсоветской промышленности / под ред. В. И. Кабалиной: в 2 ч. – М., 2001. – Ч. 2; Соколова Г. Н. Научно-техническая политика в региональном контексте: возможности управления инновационными процессами // Белорус. экон. журн. – 2001. – № 4. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
201.15 кб

Стратегический инновационный менеджмент вуза

Сулейманов Наиль Тимерзянович
Предложена инновационная модель стратегического менеджмента вуза с целью реализации инновационной образовательной программы в рамках Приоритетного Национального проекта «Образования», позволяющая повысить качество образования путе
Читать PDF
740.74 кб

Инновационные технологии в кадровом менеджменте

Голянич Валерий Михайлович, Кудрявцева Елена Игоревна
Статья посвящена обсуждению ключевых понятий современного кадрового менеджмента.
Читать PDF
940.96 кб

Проект-менеджмент как способ инновационных изменений

Пугач Валентин Николаевич, Бажин Константин Сергеевич
Инновационные изменения требуют от организации особенной деятельности, отражающей содержание и организацию нового.
Читать PDF
307.09 кб

Инновационный менеджмент в образовательном учреждении

Полетаева Наталия Михайловна
В статье рассматривается инновационная детальность в образовательных учреждениях, как характеристика профессиональной деятельности педагога.
Читать PDF
167.80 кб

Система менеджмента качества: инновационные технологии

Юдина Т.
Читать PDF
401.46 кб

Внутришкольный менеджмент в режиме инновационного развития

Ковылева Юлия Эдуардовна
Читать PDF
1.32 мб

Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе

Сиротова Анна Александровна, Булаева Марина Николаевна, Петров Юрий Николаевич
В статье рассматриваются инновационный менеджмент профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы через стратегическое управление развитием профессиональной образовательной организации, управление
Читать PDF
429.93 кб

Инновационные технологии в системе менеджмента качества вуза

Ильина Н.А., Опрятова О.В., Кузнецова Е.В.
В статье рассмотрены проблемы использования инновационных образовательных технологий в системе менеджмента качества вуза с точки зрения процессного подхода.
Читать PDF
199.22 кб

Компьютерная поддержка инновационного педагогического менеджмента

Джулай В. С.
Статья посвящена проблемам компьютерной поддержки инновационного педагогического менеджмента.
Читать PDF
1.03 мб

Грант-менеджмент как необходимая структура инновационного развития

Савина Нелла, Мазнев Виктор, Филиппова Светлана
Одним из важных источников средств для проведения научно-исследовательских работ (НИР) в Российской Федерации стала их поддержка на конкурсной основе из отечественных и международных, государственных и частных научных фондов и орг
Читать PDF
251.35 кб

Математические методы познания в школьном инновационном менеджменте

Сидоров Сергей Владимирович
В статье раскрываются возможности применения математических методов познания в управлении инновационной деятельностью современной общеобразовательной школы, дана краткая характеристика основных математических методов.
Читать PDF
319.45 кб

Информационное обеспечение инновационного менеджмента в образовании

Гринюк Ольга Николаевна, Маслова Наталия Васильевна, Сафронова Юлия Михайловна, Ермаков Дмитрий Сергеевич
В результате исследования информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными обучающимися общеобразовательной организации были получены следующие результаты: инновационно-технологический менеджмент в сфере образования
Читать PDF
107.47 кб

Фармацевтический менеджмент и методы инновационного предпринимательства

Омельченко Евгений Витальевич, Зайцева Олеся Владимировна
Обсуждается тема малого предпринимательства в сфере аптечных продаж, в том числе распространение лекарственных препаратов через аптечные продажи, широко дискутируемая в литературе последних лет.
Читать PDF
156.87 кб

Подготовка управленческих кадров по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Вишняков Яков Дмитриевич, Кирсанов Константин Александрович, Киселева Светлана Петровна
В статье обозначена актуальность развития инновационных процессов, трудности России в области инновационного развития.
Читать PDF
321.21 кб

Инновационный менеджмент и экономика впечатлений: симбиоз или противоречие

Мозжухин Дмитрий Андреевич