Менеджмент социальный

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
(от англ. management - управление) - это деятельность различных социальных организаций, использующих совокупность специфических средств и методов для реализации функций управления в системе общественных отношений. Предмет социального менеджмента - управление социальными процессами, социальными отношениями и социальной сферой. Объектом социального менеджмента выступает система социальных отношений, в к-рые включены организации, а также социальные процессы. Действия в области М.с. присущи не только некоммерческим организациям, но и любым другим. Специфической особенностью деятельности организаций является необходимость постоянного взаимодействия с представителями различных групп населения. Важную роль играет использование принципов и методов социального менеджмента в деятельности государственных органов власти, т. к. независимо от того, будет ли это руководитель высокого ранга или рядовой чиновник, каждому из них приходится регулировать отношения с социальной средой, тем самым осуществляя управление общественным развитием.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Менеджмент социальный
современная гуманитарная парадигма менеджмента, высшей ценностью которого становится организация не сама по себе, а в окружающем ее социуме. Поэтому социальный менеджмент нацелен не только на решение утилитарных целей организации (прибыль и др.), но и на упрочение внешних связей, диалог с окружающей социальной средой и создание благоприятного социального климата внутри организации [87, 91]. Миссия социального менеджмента заключается в упорядочении социума в целом и каждой его подсистемы в отдельности, поддержке процессов самоорганизации, раскрывающих потенциал человека, и сдерживании при этом энтропийных процессов, создающих опасность разрушения целостности социума и дегуманизации социальных отношений. Исходя из этого, социальный менеджмент рассматривает в качестве объекта как государство и его институты, так и негосударственные, общественные организации (органы местного самоуправления, религиозные конфессии, политические и неполитические общественные образования и партии, предпринимательские структуры, персонал предприятий и т.д.). Отдельный самостоятельный раздел социального менеджмента представляет менеджмент в организациях собственно социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, соцобеспечение, спорт, туризм, шоу-бизнес и т.д.) [28, 29, 30]. Методологической основой социального менеджмента можно считать общую теорию менеджмента, социологию, психологию. В свою очередь, это методологическая основа для более частных теорий: управления персоналом, госслужбы, менеджмента в отраслях социальной сферы и др. [66, 67, 86]. Основоположник социологии О. Конт (1798-1857) подходил к управлению социальными системами по аналогии с биологическими. Вместе с тем высказанные Контом идеи о реализации системного подхода к управлению социальными структурами во многом актуальны и сегодня. Значительный вклад в разработку количественных методов социального управления, в первую очередь математико-статистических, сделал Л.А.Ж. Кетле (17961874), изложивший их в книге «Социальная система и законы, ею управляющие» (1866). Он выделял социальные константы - постоянно воздействующие на социальную ситуацию факторы (пол, возраст, профессия, религия и др.) и случайные факторы, управляемые и неуправляемые. Важную роль в развитии теории социального менеджмента сыграл французский социолог Г. Тард (1843-1904). По его мнению, общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей. Тард предложил теорию подражания, согласно которой любое нововведение стремится распространиться по всей системе социальных отношений в направлении от высших социальных групп к низшим. Существуют различные виды подражания: взаимное подражание обычаям и образцам и подражание идеалу. Тард также заложил основы социальной адаптации, которую считал доминирующим моментом социального взаимодействия. Одним из наиболее значимых достижений в развитии социального менеджмента явилось создание социометрии. Ее автором стал Я. Морено (1892-1974). Механизм социометрии включает социометрические тесты, социоматрицы и социограммы, а также разнообразные индексы и коэффициенты, позволяющие дать количественную характеристику процессов социального взаимодействия в группах. Однако подлинным основоположником социального менеджмента все же является школа человеческих отношений. Начиная с известных хоторнских экспериментов Э. Мэйо, заложивших основы доктрины человеческих отношений, главное внимание в менеджменте стало уделяться человеческому фактору, социально-психологическим проблемам (А. Маслоу, П. Друкер, Д. Макгрегор, Ф. Xерцберг, Р. Ликерт и др.). В России наибольший вклад в развитие теории социального менеджмента внесли Г.М. Андреева, Ф.М. Бородкин, О.С. Ви- ханский, А.К. Гастев, Д.М. Гвишиани, В.И. Герчиков, А.П. Егор- шин, А.К. Зайцев, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Кибанов, Э.М. Коротков, Н.И. Лапин, В.В. Маркин, A. И. Пригожин, О.М. Рой, Ж.Т. Тощенко, А.В. Филиппов, B. В. Щербина, В.А.Ядов и др. [36, 61, 109].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
594.10 кб

Модель социальной технологии менеджмента

Плотников Михаил Вячеславович
Предложено авторское понимание определения, объекта, функций и структуры социальных технологий менеджмента.
Читать PDF
387.59 кб

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Антипов Г. А.
Читать PDF
154.17 кб

Современная парадигма социального менеджмента

Наумов Олег Васильевич
Читать PDF
186.84 кб

Технологии бренд-менеджмента в социально-культурной сфере

Зырянова О. И., Куличкина Г. В.
На современном этапе возникает проблема целостного исследования бренда как социально-культурного феномена, способного оказывать существенное влияние на ценностно-нормативное ядро культуры.
Читать PDF
347.21 кб

Социальные сети в электоральном менеджменте: проблемы и перспективы

Балацкий А.М.
Посвящено анализу практик и потенциала использования социальных сетей в электоральных кампаниях.
Читать PDF
4.91 мб

Новый социальный менеджмент и реформы российской социальной политики

Романов Павел Васильевич, Смирнова Елена Ростиславовна, Ярская Валентина Николаевна
Дискуссия о современных социальных реформах изобилует терминологией неоменеджериа-лизма озабоченность измерительными оценочными процедурами, акцент на управлении качеством, повышении эффективности эти принципы, пришедшие из бизнес
Читать PDF
1.00 мб

Социально-трудовой мониторинг как инструмент проактивного менеджмента

Слинков Анатолий Михайлович
В статье анализируется место социально-трудового мониторинга в системе менеджмента организации.
Читать PDF
60.28 кб

Новые подходы к технологиям менеджмента социально-культурной деятельности

Чижиков Виктор Михайлович
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы технологий менеджмента в условиях современной социально-культурной деятельности.
Читать PDF
779.45 кб

Менеджмент в социальной службе: особенности управления профессионализацией

Бетурлакин Валерий
Процесс профессионализации социальной работы рассматривается в статье на материале эмпирических исследований, осуществленных в социальных службах.
Читать PDF
185.41 кб

Проблемы формирования социально-экономического института менеджмента в России

Лясников Николай Васильевич, Дудин Михаил Николаевич
Динамичное социально-экономическое развитие России, достижение долгосрочной конкурентоспособности в мировой экономике предполагают формирование нового социально-экономического института менеджмента активного субъекта современной и
Читать PDF
241.23 кб

Внедрение систем менеджмента качества в вузах: проблемы социальной ответственности

Макарова Марина Николаевна
Рассматриваются вопросы, связанные с внедрением систем менеджмента качества в вузах и усилением их социальной ответственности. Представлены результаты исследования, делаются выводы о возможных способах решения проблемы.
Читать PDF
916.54 кб

Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа

Ярская Валентина Николаевна
В статье речь идет о проблемах исследования социальной политики, социального развития и социального управления.
Читать PDF
200.84 кб

Социальная политика как стратегический ориентир регионального политического менеджмента

Сулейманов Мнир Рафхатович
В статье обосновывается значимость эффективного управления региональными процессами по повышению показателей качества жизни как одной из обязательных составляющих политических технологий не только в период избирательных кампаний.
Читать PDF
11.27 мб

Модерирование группы в социальной сети как актуальная интерактивная форма обучения менеджменту

Харач Оксана Георгиевна
Обосновывается актуальность использования инструментария, предоставляемоговиртуальными социальными сетями, в рамках взаимодействий преподаватель — студенти деканат — студент во исполнение требований современных образовательных ста
Читать PDF
131.82 кб

Креативный менеджмент как фактор повышения эффективности системы социального управления в России

Малинин Сергей Алексеевич
В статье рассматривается способность креативного менеджмента стать катализатором повышения эффективности системы социального управления в России.