МЕНЕДЖМЕНТА ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Найдено 1 определение
МЕНЕДЖМЕНТА ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Хронологически история М. начинается с конца ХIХ – начала ХХ века с движения за «научный менеджмент» и работы Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления» (1911). В первой половине ХХ века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли.
Во-первых, это школа научного управления (1885–1920) – Ф. У. Тейлор, Ф. Гилберт, Г. Гантт – использование научного анализа содержания и компонентов деятельности, хронометраж, применение элементов профотбора и обучения, систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности труда; развитие положения о том, что управлять можно «научно»; отделение функций планирования от непосредственной работы.
Во-вторых, административная школа (1920–1950) – А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, П. Слоун – развитие принципов управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организации.
В-третьих, школа человеческих отношений (1930–1950) – М. Л. Фоллет, Э. Мэйо – применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности персонала и производительности его труда; применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации для более полного использования потенциала персонала.
В-четвертых, это школа науки управления (1950 – настоящее время) – разработка и применение моделей в управлении, использование количественных методов, положений теории систем, кибернетики, поиск взаимосвязи между типами среды и формами управления. Недостатком этих подходов было стремление создать универсальный принцип управления, единственный наилучший путь решения управленческих проблем. Далее получает развитие процессный подход – признание циклического характера управления, рассмотрение управления как непрерывной серии взаимосвязанных функций; системный подход – рассмотрение управления как открытой системы в условиях неопределенности внешней среды; ситуационный подход – разработка совокупности методов и средств управления исходя из анализа управленческой ситуации на данном этапе. Пользуются популярностью маркетинговая концепция, концепция управленческого консультирования, стратегического менеджмента.
Лит.: История менеджмента / под ред. В. Д. Валового. – М., 1997; Герчикова И. Н. Менеджмент. – М., 1994. Н. Н. Сечко

Источник: Экономико-социологический словарь.